Рефераты Изложения История

Важны ли школьные оценки? Что оценивают школьные оценки? На какие оценки нужно учиться чтобы.

Я абсолютно уверена, что одна из самых худших вещей в школьном обучении - это система оценивания. Трудно представить что-то более травмирующее, чем постоянное сравнение с другими людьми и публичное озвучивание негативных отметок.

Чем опасна школьная система оценивания?

В первую очередь оценки серьезно вредят реальным достижениям во взрослой жизни. Если бы я, как состоявшийся профессионал, вдруг начала себя сравнивать с другими, то тут же ушла бы в депрессию.

Я всегда смотрю не на других, а на то, какой была я полгода, год назад. Оцениваю, какой проект за это время разработала, как круто что-то придумала и реализовала. Почему же тогда мой ребенок должен сравнивать себя с другим человеком, причем по каким-то довольно субъективным параметрам?

Считая оценки в дневнике важным показателем успехов, мамы и папы делают серьезную ошибку. Фактически они пытаются убедить ребенка, что вся его ценность определяется отметкой. Причем отмеку эту выставляет «чужая тетя», которая плохо его знает, и ее мнение вряд ли можно считать эталоном.

Ребенок верит, будто то, что о нем думают посторонние люди, гораздо важнее, чем он сам, его таланты и интересы. Таким отношением родители транслируют своим детям, что самое важное в жизни - это внешняя оценка.

Трудно придумать лучший способ вырастить неуверенного в себе человека без собственного мнения и права выбирать интересы. Запомните: предъявляя ребенку претензии по поводу низкой оценки, мы начинаем формировать в нем зависимость от чужого мнения - вопреки своему собственному.

По моему убеждению, в школьном обучении вообще никак нельзя реально оценить успехи или неуспехи ребенка. Оно по большей части не имеет ни практического применения, ни объективно измеряемых результатов.

Оценки - государственный инструмент контроля

Чем оценивание вредно в первую очередь? Целых 10–11 лет ребенку планомерно внушают, что его мнение о себе не важно. Значение имеет только мнение посторонних, «специально уполномоченных» людей, выраженное в виде отметки.

Какова эта отметка - «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т.д. - не имеет значения. Любая из них переносит фокус внимания школьника с его, как это называется в психологии, «внутренней референции» (с опоры на собственные ценности и мнение о себе) на то, что о нем думают окружающие.

То есть система оценок одинаково вредит как отличникам, так и двоечникам. Когда родители слишком много внимания уделяют оценкам, ругают, критикуют, дети ощущают себя преданными. Им кажется, что для мамы мнение учительницы гораздо важнее, чем они сами.

И в этом есть доля истины. Слишком внимательным отношением к чужой оценке мы отчасти предаем ребенка и формируем из него неудачника.

Гордыня и заниженная самооценка - две стороны одной медали

Вот вам реальный пример из жизни моей дочери.

Если она в начальной школе успевала прочитать полкниги, пока соседка по парте читает одну страницу, это еще не повод ставить ей 10 баллов (по российской системе - «отлично»). Просто читала моя дочь уже шесть лет, потому что прошла курсы скорочтения и одолела за это время несколько сотен книг. А соседка и 10 книг не прочитала. Буквы она учила в школе, читает всего два года - и то по старой методике.

Моя дочь имеет навык извлечения правильной информации и правильной формулировки. Пока другой ребенок задумается, как же ему отвечать на вопрос, она скажет ясно и четко. Но все же это заслуга не столько моего ребенка, сколько правильной методики обучения, то есть потраченных на индивидуальные занятия 10 часов и вложенных в это 100 долларов. А проблема ее соседки - в неправильном обучении.

Традиционное оценивание в этой ситуации повредит обеим девочкам (и их самооценке). Это не их собственные результаты, а результаты разного подхода их мам к обучению.

И получается, что моя девочка совершенно неоправданно может начать считать себя выше. Гордыня, возникшая на пустом месте, повредит прежде всего ей самой. А другой ребенок будет выслушивать от взрослых (чаще от родителей): «Ты не тянешь, ты плохо учишься, ты глупая, ты не такая, какой нужно быть». Как правило, такие реплики будут рождаться больным самолюбием родителей: их ребенок должен быть лучшим!

Получается, что психологическое давление ребенок испытывает не только в школе, но и дома. Даже если вы не даете негативных оценок вслух, дети довольно быстро приклеивают эти ярлыки друг другу. Но хуже всего, что они приклеивают ярлыки «глупый», «неспособный», «не такой» сами себе.

Такую негативную внутреннюю оценку крайне трудно исправить: потом будет нелегко заставить ребенка поверить в собственные силы, убедить, что он талантлив и может добиться в жизни всего, чего захочет.

Страх негативной оценки - родом из школы

Каков итог? Когда ребенок станет взрослым человеком, у него попросту не будет своего мнения. Ему чужая оценка будет важнее собственного мнения о себе.

Взрослый страх негативного оценивания обычно формируется именно в школьные годы и именно родителями, придающими чрезмерную значимость школьным оценкам.

Зачем мучить ребенка, если в 30 лет нам все равно, была ли у нас тройка по химии в восьмом классе? Это никак не сказывается на взрослых успехах или неудачах. Как и отличная оценка, полученная 20 лет назад, вовсе не гарантирует любви или успеха в бизнесе.

Очень часто люди, которые действительно достигли в жизни успеха, богатые люди, в школе учились крайне неровно. По интересным предметам или у хороших учителей у них наверняка были высокие оценки. По скучным предметам или у посредственных педагогов на похвалу рассчитывать им не приходилось.

И это здоровый подход, потому что действительно богатыми и успешными людьми становятся те, кто умеет фокусироваться. Те, кто выбирает два-три качества и максимально развивает их. Те же, кто стремится к средним показателям по всем предметам, вырастают середнячками. Без особых достижений в жизни.

Стратегия успеха - развивать свое самое сильное качество и «покупать» слабое. Зарабатывайте за счет своих сильных качеств - и платите людям, которые сделают за вас то, что у вас не получается.

Как школьные оценки влияют на характер

Есть еще одна очень серьезная проблема. Для того чтобы получать социальное внимание в школе, ребенок должен быть либо отличником, гением, победителем олимпиад, либо хулиганом и двоечником. Хорошист или троечник социально проигрывает: его не замечают. И это беда для детей. Из них впоследствии формируется серая масса - именно благодаря системе школьного оценивания.

Все сказанное не значит, что успехи или неуспехи ребенка никак нельзя оценить. Но оценивать их должна сама жизнь. Например, когда ребенок выигрывает (или проигрывает) в спорте - это правильная оценка, по результату его личных достижений. Он начинает осознавать, как оценка зависит от количества приложенных усилий, потраченного времени и прочих вложений.

Альтернативные методы оценивания детей

Когда бабушка начинает выговаривать одной из моих девочек за плохие оценки и та расстраивается, я ей говорю: «Хорошо, ты сейчас получишь “отлично”. А как во взрослой жизни эти отличные оценки помогут тебе заработать лишнюю тысячу долларов? Объясни мне взаимосвязь между этим предметом и твоим будущим заработком».

И тогда у меня дети начинают думать: «Мама, а как во взрослой жизни? Что надо уметь и сделать, чтобы удался проект? Как взрослые зарабатывают? Что нужно, чтобы стать профессионалом, чтобы приглашали на хорошую работу?» А это уже другая позиция, другое мировоззрение.

Лучше всего мое отношение к оценкам продемонстрировать наглядно. Для примера возьмем кружок бисероплетения.

Каждая девочка в нем делает свои украшения. Сама выбирает интересные образцы и работает в своем темпе. Кто-то сделает одно изделие, кто-то за это время десять, кто-то - простое, кто-то - сверхсложное. Результат налицо, а процесс доставляет удовольствие. И в конце ребенок сам себе поставит оценку, сам себя мотивирует и сам себя убедит стараться больше, быть терпеливее или выбирать задачи сложнее.

Другой пример - кружок компьютерной мультипликации. Занятие творческое, требует усидчивости, внимательности и нетривиальных решений. Когда ребенок начнет показывать друзьям готовые ролики, для него это станет лучшей оценкой и сильнейшей мотивацией. Зачем еще какие-то оценки со стороны?

Как выработать у ребенка правильное отношение к школьным оценкам

Не надо его ругать, не надо его унижать по поводу низких оценок. Ему надо спокойно разъяснить:

Во-первых, это его оценка только на данный момент. Позже она изменится, если он захочет. Нужно всего лишь приложить больше усилий.
Во-вторых, это по большей части оценка его поведения и соответствия ответов указаниям в методическом пособии преподавателя. То есть для хорошей оценки важно не то, как много ты знаешь, а то, понравился ли твой ответ учителю, согласен ли он с твоим мнением.

Конечно, формально запрещено ставить оценки не за знания, а за поведение, но учителя все равно это делают. Ребенок должен понять, что оценка не определяет его как человека. Не влияет на отношение родителей, которые его любят. И существуют более важные вещи, чем мнение о нем других людей.

Да, каждому нужен результат в виде аттестата, в виде поступления в вуз, в виде баллов по тестированию. Субъективное мнение учителя не так уж важно, если результат достигнут. И это следует проговаривать все школьные годы.

В общем, я категорически против системы оценивания как таковой: жизнь лучше, чем любые педагоги, оценит результат. Школа оценивает не те результаты, не по тем критериям, и часто это делают не те люди. Так зачем же травмировать ребенка и портить его детство? Зачем вредить своим детям?

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок имел хорошую успеваемость в школе, получал новые знания и имел положительное расположение учителей и директора школы. Но действительно ли важны для ребенка хорошие оценки? Нужно ли, что бы учителя ставили ребенка в пример другим ученикам? Действительно ли стремление получить золотую медаль в школе поможет в жизни?

Учёба отнимает много времени

Конечно же, приятно, что ученик получает пятерки в школе, но постоянное зубрение материала, делание домашних заданий и дополнительные занятия с педагогами отнимают очень много времени. У ребенка буквально нет возможности познать реальную жизнь, использовать свои теоретические знания на практике. Да и есть ли желание? Все ресурсы уходят на то, что бы понравится учителям и получить похвалу от .

В таком случае ребенок фальшиво воспринимает реальность, он получает «респекты» не принося по сути ни людям ни себе реальных благ. В жизни намного более остро требуется крутиться, находить выход из безвыходных ситуаций, а при неудачах не унывать, и продолжить продуктивно работать!

Хорошие оценки не всегда успех в жизни

Именно поэтому очень часто троечники, прогульщики и хулиганы преуспевают в жизни! Безответственное отношение к учебе развивает в детях талант выжимать из себя максимум, находить нужную информацию быстро и незаметно, получать свои тройки изначально не зная и на двойку!

Более того, негативная реакция учителей опять же готовит детей к реальной действительности. Если на работе человека (в прошлом золотого медалиста и любимца всех учителей) поругает его , да или просто работа не будет складываться – в большинстве случаев такой человек просто расклеивается и его производительность падает до нуля. В то время как троечник в прошлом, уже привыкший к критике педагогов, напротив активизируется и найдет выход из трудного положения!

Мнение учителя - не равно оценке знаний

Так же нужно учитывать факт того, что часто, школьные оценки – чисто субъективное мнение педагога, часто не имеющее отношения к действительности. Не выученный урок или не сделанное домашнее задание совершенно не говорит о том, что ребенок (простите) тупой.

Оценки в школе не важны

Собственно отвечая на вопрос «важны ли оценки в школе?» Shift7 ответит – нет, оценки не важны. Важно реальное умение ребенка находить выход из сложных ситуаций, решать поставленные задачи не заранее заготовленными «формулами», а реализовывать гениальные решения. Умение терпеть критику со стороны старших так же очень сильно поможет во взрослой жизни!

В заключение могу сказать, что все хорошо, но в меру! Лучим вариантом будет найти баланс между зубрежкой и разгильдяйством.

Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились. В нашем понимании «хорошо учиться» чаще всего значит получать «пятерки» и «четверки». В российской школе оценки принято ставить на каждом уроке, за домашние задания, за устные ответы, за самостоятельные и контрольные работы, с начальных классов и до последнего звонка.

Во многих странах от такой системы отказались, а оценки ставят только за проверочные работы – тесты и экзамены. Что же лучше? Может быть, стоит держать ребенка в тонусе, поощряя его хорошими оценками и подхлестывая плохими? А то вдруг он расслабится и не сможет сдать тест прилично? Или все же дать возможность учиться спокойно… Итак, что хорошего и что плохого в ежедневных оценках?

А для того чтобы читать статью вам было чуточку веселее, её будут сопровождать фото различных записей учителей и учеников в дневниках и тетрадях. Иногда они шокирующие, иногда смешные, но все, поверьте, очень оригинальные. Ну что ж, всякое бывает.


Как оценки мотивируют школьника?

Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.

Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?


Но ребенок бы и рад стараться, однако чудеса не случаются в секунду. Сегодня он написал немного лучше, чем вчера, но все же не так идеально, как одноклассница Маша Иванова. И снова получает «трояк».

В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.

Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?

Во-первых, подождите упрекать ребенка.

Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.

Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.

С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.


Могут ли оценки быть только хорошими?

Оценки за знания, безусловно, более важны для процесса образования. Чем старше школьник, тем больше появляется предметов в программе, и все эти предметы обязательно оцениваются.

Только что ребенок учился на 4 и 5, и вдруг появляются «тройки». Что происходит? Родители недовольны, ребенок расстроен. Не спешите обвинять ребенка в лени или сваливать все на подростковый возраст. Попробуйте вспомнить себя и своих друзей. Все ли предметы вы понимали и любили одинаково?


Конечно, есть дети, у которых школьная программа усваивается легко и просто. Им одинаково понятны русский язык, алгебра, химия, английский и биология. Так тоже бывает. Но далеко не у всех. Не нужно ставить талантливых детей в пример, вгоняя собственного ребенка в неуверенность. Лучше поговорить о том, что именно не получается и не нравится.

Если ребенок – явно выраженный гуманитарий, ему могут плохо поддаваться точные науки. Или наоборот – математики с трудом рассуждают о литературе. В этом случае можно сосредоточиться на том, что действительно получается. Остальное же поддерживать на среднем уровне. Разумеется, нельзя допускать «двоек», это точно не улучшит аттестат и не поможет при поступлении.


Если что-то катастрофически не идет, лучше договориться о дополнительных занятиях, чтобы не запустить предмет окончательно. Но не стоит упираться в оценки. «Пять» по истории, литературе, русскому, но «три» по химии, алгебре и физике? Ну что ж делать. Выбирайте с ребенком гуманитарные профессии.

Собственная система оценок? Почему бы и нет?

Чтобы не переживать за каждую пониженную оценку и понимать, как успехи в школе, можно договориться с ребенком о шкале важного, менее важного и совсем не важного. Основываясь на этой шкале, выстроить не только свое отношение к оценкам, но и понимание вообще процесса образования.


Как это сделать?

Определитесь, что выбирает ребенок среди школьных предметов. Все основные силы бросайте в этом направлении. Здесь следите за оценками, не пропускайте ничего важного, прокачивайте знания и навыки. Другие предметы, пусть они по важности займут лишь второе место, все равно держите под контролем, старайтесь не запускать. Хотя бы для того, чтобы сдать экзамены и получить приличный аттестат. Остальные оценки – за забытые тетради, помарки, неаккуратность и так далее – не сбрасывайте со счетов совсем, но и не делайте трагедии из каждой.


Разумеется, выбор области знаний нужно делать не в первом классе. Обычно склонности ребенка становятся понятны ближе к старшей школе. До самоопределения стоит усиленно заниматься и гуманитарными, и точными, и естественными науками, чтобы лучше разобраться в себе и своих целях. Главное, что хорошо бы и детям, и родителям понять в школе – оценки далеко не самое важное в образовании. Понимание важнее!

Школьные оценки вызывают у родителей множество вопросов:

Можно ли ребенка ругать за плохие оценки
Как наказывать за плохие оценки
Как часто хвалить за хорошие оценки
Можно ли платить деньги за хорошие оценки
Можно ли наказывать домашними делами

Все эти вопросы можно объединить одним – как правильно относиться к школьным оценкам.

Майя Макарова, психолог студии «ВидимоНевидимо», сказкотерапевт, специалист по семейному благополучию и воспитанию детей , продолжает рассказывать об адаптации детей в школе и основных моментах формирования успешности ребенка.

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, но что мы подразумеваем по этим? Всегда ли хорошие оценки отражают реальные знания, умения, навыки?

Несмотря на усилия психологов отменить оценки хотя бы в начальной школе, они все-таки остаются в виде «солнышек-тучек», «плюсов-минусов», «смайликов» и т.д. Конечно, важно знать, как ребенок справляется с тем или иным заданием.

Но! Давайте посмотрим, к чему это приводит.

Ребенок, особенно в начальной школе, еще не способен к аналитическому мышлению на таком уровне, чтобы сказать себе: «Мне поставили низкую оценку, значит, это правило я знаю хуже, чем остальные, надо его повторить».

Скорее всего, ваш ребенок подумает, что не справился с заданием и ВСЕ. Дальше развивать эту мысль он не будет. Если таких ситуаций будет несколько, то мысль «у меня ничего не получается, я ничего не умею» будет у него постоянной.

Оценивание работ ребенка приводит к тому, что эти оценки ребенок соотносит с оценкой себя как личности . Потому что в силу психических особенностей возраста, ребенок не умеет отделять одно от другого. Вообще, погоня за хорошими оценками приучает ребенка сравнивать свои результаты с результатами других детей, а не со своими собственными.

Дети начинают думать чаще о том, почему у другого получается, а не о том, что «мне нужно сделать, чтобы получилось у меня». То есть они не обращают внимания на собственные действия, которые привели к неудовлетворительному результату. К тому же, желание получить хорошую оценку отвлекает от процесса обучения. Постепенно ребенок потеряет интерес к учебе, если у него не получится иметь хорошие оценки.

Из-за отсутствия интереса процесс обучения начнет требовать от ребенка больших усилий. Значит, он быстрее устанет и через какое-то время окончательно оставит мысль о своей успешности.

Вас это устроит? Нет! Тогда помогаем ребенку.

! Итак, чтобы повысить шансы на получение хороших оценок и поддержание интереса к учебе надо:

  1. Интересуясь делами в школе, спрашивать, что нового ребенок узнал, чему научился.
  2. Создавать ситуации, когда ребенок может применить в жизни полученные знания.
  3. Говорить о том, что его оценки напрямую зависят от приложенных усилий и потраченного времени.
  4. Не допускать ситуаций, когда ребенок будет бояться получить плохую оценку, потому что его наругают или причислят к неудачникам.
  5. Если все-таки ваш ребенок получил плохую оценку, то нужно его успокоить, напомнив о том, что обучение всегда сопровождается ошибками, а также рассказом о своих промахах и о том, что вы лично предпринимали в этих случаях.

В комментариях вы можете задать свои вопросы психологу Майе Макаровой.

Но и преподает сам - по крайней мере, делится опытом проведения уроков. Почему он считает школьные оценки вредными? Чем предлагает заменить пятерки и двойки? И что будет с детьми, если они вдруг окажутся в школе без оценок?

Вопрос школьных оценок возникает вновь и вновь - в разговорах с коллегами, друзьями, родителями. Дело вовсе не в том, что я категорически против оценок - я просто действительно не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным (педагогическим) инструментом. Весь мой опыт доказывает обратное.

Да и опыт коллег, по моим наблюдениям, приводит к единственному выводу: школьная оценка не просто вредна - она развращает личность, убивает любопытство, провоцирует конфликты и способствует возникновению комплексов.

Как оценка убивает мотивацию ребенка к учебе

Хотите доказательств? Пожалуйста! Желание получить хорошую оценку (и избежать плохой) постепенно становится сильнейшей мотивацией. Настолько сильной, что часто она перекрывает все остальные мотивации.

Начнем с простейшего примера: человек хочет выпить компота. При этом он знает, что положительную оценку ("ты хороший мальчик") он получит в случае, если съест суп. Как ему поступить? В рамках приобретенного условного рефлекса - реакция на положительную оценку - он принимается за суп. Получает подкрепление в виде похвалы (оценка).

Как вам кажется, сколько раз ему нужно побывать в подобной модели, чтобы она закрепилась? Нескольких будет достаточно, не правда ли? Что станет результатом? Его неумение определить, чего он на самом деле хочет? Познание принципа зависимости отношений с мамой от ее субъективной оценки? Что взрослые лучше знают, как жить?

Организм подсказывает ребенку, что он хочет компота, а мир диктует, что нужно есть суп. Эта дилемма не является вечной. Оценка - наркотик, ежедневное применение которого снимает все эти вопросы. И постепенно вытесняет истинные мотивации. Слишком примитивно? Но механизм работает точно таким же образом и в более сложных примерах.

Давайте поговорим о школе. Взгляните на пятибалльную оценочную систему: ничего не замечаете? Из пяти возможных вариантов три - отрицательные (причем один из них - единица - практически никогда не используется), остается хилая дифференциация между четырьмя и пятью...

Что мы хотим сказать с помощью этих сомнительных инструментов? Даже приблизительной объективности не получается. Представьте, что у человека в диктанте было 20 ошибок, он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем, его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке. Равно как и за сданный чистый лист он получит не ноль, что было бы логично, а все ту же двойку.

Неужели вас это не смущает? Как объяснить это детям? Разве такая система может стать хоть сколько-нибудь серьезной и честной обратной связью - поддерживающей, обучающей...

Девочка Света выучила письмо Татьяны и получила пятерку. Мальчик Ваня не выучил письмо Евгения и объяснил, почему он этого не сделал (его раздражают лживость и манипулятивность письма). Два. И это в полном соответствии со стандартом.

Итоговая контрольная в нашей школе. Второй класс. На картинке - гнездо и домик. Вопрос: объясните, что общего и в чем разница. Ученик отвечает: "Разница в том, что в гнезде живет птица, а в доме - человек, а общее то, что в гнезде живет птица, а в доме - человек".

Ответ, на мой взгляд, близок к гениальному. Прикажете поставить двойку в соответствии со стандартом? Сказать что-нибудь наподобие: "Ты молодец, но мир этого не оценит"? Нет здесь подходящих вариантов. Но есть вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает?

Могу предложить опасную проверку: введите на недельку жесткую оценочную систему в собственные супружеские отношения - и вы увидите, с какой скоростью все рухнет. "Дорогой, сегодня за наш секс ставлю тебе четыре с минусом..." "Дорогая, тебе троечка за сегодняшний вечер". Смешно, не правда ли? Вот и в отношениях с детьми - смешно.

Оценка приводит к тому, что человек учится соответствовать не самому себе, своим желаниям, мыслям, интересам, а учебнику, взглядам учителя, вообще - взрослого. Он постепенно теряет умение взаимодействовать с миром, выбирать.

Если не ставить оценок, дети перестанут учиться

Это неправда, что без оценок дети не учатся! Подобная формула возникает только в одном случае: происходящее вне уроков намного важнее происходящего внутри. И еще один обязательный элемент: сам оценивающий часто страдает сильнейшим комплексом неполноценности. Стоит только построить вместе с учениками яркий, интересный процесс, необходимость в оценках отпадает сама собой.

Как-то меня пригласили в одну из школ провести с учениками 9-х, 10-х и 11-х классов День чтения (есть, оказывается, и такой день). Мы с участниками нашли малоизвестную сказку Андерсена и организовали большую открытую конференцию, в процессе которой школьники в малых группах читали, свободно ходили по классу, обменивались мнениями, трактовали, задавали друг другу вопросы, спорили. Не вовлеченных в процесс практически не было (и таковых не могло быть, ведь речь шла о собственной трактовке, об отношении текста к нашей жизни).

И тут ко мне обратились две учительницы этих школьников: "Как здорово! Мы никогда их такими не видели! Можно мы поставим оценки?". Я, конечно, оторопел: "Зачем?" - "Просто мы никогда прежде не слышали даже голоса некоторых из них, а сейчас они так активны. Это поможет нам поставить им в четверти хотя бы тройку..."

Ну и что вы об этом скажете? Все еще недостаточно доказательств? Талантливые, яркие, активные получат "хотя бы тройку". Легко, конечно, во всем обвинить учителей, сказав, что они просто не умеют организовать интересный урок в школе. Я уверен, что это не так. Просто сами педагоги оказываются заложниками оценочной системы знаний и постепенно теряют собственную ориентацию и способность к творчеству.

Как оценка убивает любознательность у детей

В процессе учения, познания человеку, безусловно, необходима обратная связь. Вот и предоставьте ее! Начиная с раннего детства. Расскажите о том, что вы думаете, что чувствуете, что вам мешает, что помогает, каков ваш опыт, предложите поддержку - все это намного действеннее, чем оценочное: "Молодец, хороший мальчик, вот теперь ты мне нравишься" ("Мне!" Вот в чем истинная цель - понравиться высшему существу!).

В школе же все еще проще: человек учится - это так интересно! Зачем подменять его желание познавать мир желанием понравиться учителю, соответствовать некоему стандарту? Сколько потерянных поколений еще необходимо, чтобы понять, насколько это опасно? Сначала "подсадим" на оценку в качестве главной движущей силы, а потом бегаем в поисках утраченной самости ребенка: "Он ничем не интересуется..."

Знаете, когда к нам приходят дети из других школ, тогда то, о чем говорилось выше, проявляется как картинка на негативе. Поначалу они в принципе не в состоянии поверить, что будут приняты такими, какие они есть. В этом смысле они проходят довольно непростой период адаптации.

Это такой же непростой период и для нас: ведь одно дело, когда человек выполняет что-то, ибо в противном случае его осудят, и совсем другое - когда он сам выбирает, как поступать. Одна история, когда ребенок постоянно получает месседж окружающего мира вроде: "Мы-то знаем, как правильно, знаем все верные ответы, и тебя скоро научим", и другая - когда он учится принимать решения, открывает собственный интерес, пытается следовать ему, находит неожиданные пути (о которых учитель может и не догадываться).

Школьнику нужно понять, что урок может быть интересен вне зависимости от того, как тебя оценивают. А это, верите ли, непросто. Особенно если до этого главным мотором была оценка. Противоположные системы координат...

Как школьные оценки учат врать

Манипулятивная система требует манипулятивной же поддержки. Не поэтому ли так часто предлагается и такое оправдание: "Сейчас он учится важному принципу: как поработаешь, то и получишь. Поработаешь хорошо - получишь пять, будешь лениться - получишь два. Вот вырастет - будет так же: поработаешь (поучишься) хорошо - получишь большую зарплату (должность, положение), будешь лениться - станешь прозябать под забором".

И первое, и второе - ложь! Уверен, за примерами читателям далеко ходить не придется.

Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ - обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, вместе найти ошибки, предложить путь к их пониманию и исправлению.

Оценка - один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной как для себя, так и для ребенка.

Комментировать статью "Почему оценки в школе пора отменить: 5 причин"

Абсолютно согласна с автором. Где то 30 пр учеников при приложении больших усилий будут учиться максимум на 3 4. Все дело в различных когнитивных способностях. Отличники распоясываются ведут себя развязно.Приведу пример. Отличница, любимица учителей почетная доска школы чуть что не по ней подходит к моему ребенку и с ходу кулаком в глаз. Быстро так без перехода. Пока учителя не видят. Типа что мне за это будет. Ты ведь троечник не человек по сравнению со мной. Я еще научила его девочек не бить..4 класс. Это нормально?К сидящим на шее троечникам яркий пример - один олигофрен и двое знакомых с двумя вышками..первый работает электриком зарабатывает порядка 100 тыс. Относительно доволен жизнью ставит цели и их добивается.Двое других - сидят на шее у жен поливают грязью страну, обвиняют всех и вся в своей жизни, сутками напролет, не пытаются что то изменить..Это действительно вранье и миф..происходит создание колоссального стресса нездоровой атмосферы в школах. И что после всего этого ждать?оставьте гранит науки для лицеев, пусть эти отличники валят туда (если есть мотивация), пусть зарабатывают оценки в среде таких же как они. И по более сложной программе. Если им нужно. И уберите культ оценок, не знаний. Не умения думать, принимать решения, познавать окружающий мир, умения выстраивать не гопнические полукриминальные отношения, а именно оценок.автор прав.

29.01.2018 22:24:35, Ольга смирнова

Автор "педагог" - глупый человек! Оценка, это как зарплата - оценка твоего "Я".
Но, к счастью или к сожалению, как бы ты, не учился в школе: на качество жизни это не влияет - оценки, это всего лишь стимул; конечно, если бы, за это платили, то это, безусловно было бы лучше.
Писать можно что угодно, автор писанины про оценки, например,до сих пор, в "димах" ходит, когда другие, уже, после получения паспорта перешагнули это:-)))

И правда, альтернативно одаренный автор. То ли дурак, то ли идеалист, и при этом демагого знатный.
"Стоит только построить вместе с учениками яркий, интересный процесс, необходимость в оценках отпадает сама собой." да нет. Просто тогда оценки теряют свои отрицательные качества для учеников, становятся не страшными, справедливыми, вот и всё. И откуда у автора уверенность, что учителя заложники системы, что они все поголовно хотят организовывать этот интересный процесс? Большая их часть обычные люди, им также лень, как и всем...

Всего 266 сообщений .

Еще по теме "Школьные оценки: за и против":

Аргументы против оценок в школе. Как плохие и хорошие оценки в школе мешают детям учиться? Просто сами педагоги оказываются заложниками оценочной системы знаний и постепенно теряют собственную ориентацию и способность к творчеству.

Падение успеваемости. Хелп.. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Почему ребенок не хочет ходить в школу? 5 причин. Ребенок перестал учиться. Ребенок учится в 3 классе. До сих пор учился не напрягаясь, классные работы...

Раздел: Школьные проблемы (Школьные оценки). Несправедливость - как реагировать. Добрый день! Пока есть оценки, есть и система, по которой они выставляются, неплохо ее знать самому ребенку - грубые ошибки, негрубые и тд, сколько и за что снижается.

Раздел: Школьные проблемы (Оценки в школе). Срочно подскажите про округление итоговых отметок. Ситуация такая: Вчера стали появляться в электронном журнале итоговые отметки за семестр. Почему оценки в школе пора отменить: 5 причин.

Конференция " Школьное и дополнительное образование детей" " Школьное и дополнительное образование детей". Мотивируют это тем, что оценка за устный ответ и за контрольную - очень разные оценки, поэтому придумали вот эту систему на наши головы.

самооценка и оценки в школе, психология. Психология, переходный возраст. Ясно же, что "двоечник" в спортивной школе по фигурному катанию, даже зачмуренный тренерами и родителями, на двором катке будет кататься как Бог.

Раздел: Школьные проблемы (коэффициент за контрольные в школе). Про коэффициенты. Родители нашего класса сейчас пытаются бороться с системой Положение в школе. Но само собой разумеющееся, на мой взгляд, я еще со школьной скамьи знала, что оценка за д.з. и за...

Буквально на днях в школе произошел неприятный инцидент, который сподвиг меня поискать другие школы в районе. По отзывам и информации с сайтов школ я узнала, что оказывается для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ существуют бесплатные консультации во внеурочное время.

Оценки отличные, а знаний нет. Школьные проблемы. Образование детей. Хорошие оценки. Подскажите, я уже не знаю что делать,дочка во 2 классе ужасно переживает перед каждой контрольной,плачет, хочет получать только пятерки (и получает).

почему - почему... вот это самое углубление пытается сохранить вам. хороший директор, но всё равно Я не поняла почему чуть не отменили? Кстати, а почему заявление надо писать Как раз 6-дневка является главной причиной, почему я не настаиваю на переход дочери в другую...

Я с некотоых пор стала относится философски к оценкам:). Вот прихожу я с работы уставшая и мне ну совсем не хочется делать ничего. В нашем классе 3 показательных примера, когда родители ругают за оценки, дети ходят и Причины такого консерватизма могут быть разными.

Если завышают оценки?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Школа (завышение оценки в школе). Если завышают оценки? Дочк закончила 3 класс, все замечательно - все 5. Математика колебалась 4/5, но вытянули.

Вопрос про оценки. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Вопрос про оценки. У дочери вчера очень сильно заболела голова, и сегодня я оставила её дома. Были пару двоек за несданные по причине отсутствия ребенка в школе работы, после сдачи двойки исчезала.

Раздел: Школьные проблемы (8.3. выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.) Мне нужен ответ. Так как я не за абстрактную справедливость, и не против двоек, как В журнал ставятся оценки за контрольные, самостоятельные и за работу (или неработу)...

Оценки сразу после болезни. Школа. Ребенок от 7 до 10. Это учительница так проверяет, как с ребенком занимаются дома школьной программой? Так в этот раз почти никак - и он болел, и грудная сестра тяжело болела, и я сама до сих пор на антибиотиках.

Почему оценки в школе пора отменить: 5 причин. И тут ко мне обратились две учительницы этих школьников: "Как здорово! Отношение к оценкам. Раздел: Школьные проблемы (коэффициент за контрольные в школе).

Кстати, почему не шокирует общество творчество модельера Зайцева? И французских модельеров-мужчин? А уж если на урок труда не У нас в школе урок труда в обязательном порядке, а вот лыжи нам отменили, так как больше половины родителей в школе написали...

Конференция " Школьное и дополнительное образование детей" " Школьное и Кто-нибудь подскажет, существуют нормативные документы по оценке поведения детей в начальной нам тоже ставят, но я скорее за, чем против. А как иначе узнаешь о поведении чада в школе?

требовательная учительница. Школа. ЗЫ. с замечаниями этой учительницы по письму абсолютно согласна, но почему оценка по математике зависит от правильности оформления Хорошо знать предмет и учится в школе без троек это разные категории деятельности.

Очень против. Учеба - это одно, деньги - другое. Мы просто каждый понедельник выдаем 50 рэ в детский кошелек. У нас нет прямой оплаты школьных оценок. Да и разорились бы мы на пятерках. Но меня напрягает идея карманных денег, выдаваемых просто так каждую неделю и...