Рефераты Изложения История

Тест на оперативность мышления. Тестовые задачи на оперативное мышление

PST - стандартное средство, используемое в отборочном процессе более 60 лет, эффективность которого подтверждена многочисленными исследованиями. Тест оценивает аналитические способности и умение быстро и правильно решать профессиональные задачи. За 65 минут кандидату предлагается выполнить 50 заданий на русском языке, выбирая правильный вариант ответа из 5 предложенных. Тест состоит из математических задач, заданий на интерпретацию данных таблиц и графиков и на понимание текста.

Тренировочные упражнениЯ длЯ подготовки к тесту

на оперативность мышлениЯ 38

Цель

Предлагаемые упражнения помогут вам понять, по какому принципу следует отвечать на вопросы теста на умение находить решение. С помощью этих упражнений вы:

1. Познакомитесь с основными особенностями данного теста.

3. Попрактикуетесь в ответах на вопросы, аналогичные тем, которые могут встретиться в самом тесте.

Особенности теста на оперативность мышления

В тест включены три типа вопросов, которые предполагают наличие критического мышления и аналитических способностей:

Количество вопросов

Вопросы на понимание данных, представленных в таблицах или на диаграммах

Вопросы на понимание письменного текста

Решение математических задач

Всего 50

Чтобы ответить на 50 вопросов, вам дается 65 минут. Разрешается пользоваться калькулятором, хотя это необязательно. Писать следует карандашом, чтобы можно было легко стереть неправильный ответ.

На каждый вопрос предлагается 5 вариантов ответа, из которых вам предстоит выбрать правильный. От вас не требуется развернутых ответов. Просто отметьте ОДИН из пяти ответов, которые обозначены буквами А, В, С, D, E.

Во время самого теста вы должны будете помечать свои ответы на специальном листе с ответами, который раздается отдельно от списка вопросов.

Если вы отметите сразу несколько вариантов ответа на какой-либо вопрос, ваш ответ НЕ БУДЕТ считаться правильным.

Если вы решили изменить ответ, то необходимо стереть первый его вариант или дополнительно его выделить, чтобы не получилось так, что вы одновременно отметили два или более вариантов ответа.

Начисление очков

Каждый правильный ответ добавляет к вашей сумме одно очко. Если вы пометили неправильный ответ, очки из общей суммы НЕ выЧитаютсЯ.

Как достичь наилучших результатов

Новейшие исследования показали, что соблюдение нижеследующих правил способствует увеличению количества очков, начисляемых по результатам теста на умение находить решение. Усвоив эти правила, вы поймете, что вам необходимо делать и чего следует избегать при ответе на вопросы тестов.

Правила, которые необходимо соблюдать , чтобы добиться наилучшего результата при решении теста на умение находить решение:

    Четко определите для себя характер вопроса, прежде чем ознакомиться с предлагаемыми вариантами ответа.

    Работайте по возможности быстро, действуя при этом уверенно и четко: не тратьте времени на вопрос, сути которого не понимаете.

    Сразу отбросьте ответы, которые вы считаете заведомо неправильными, и выберите ответ из оставшихся вариантов.

    Отметьте какой-либо вариант ответа на каждый вопрос, даже если правильный ответ вам приходится угадывать.

    По окончании теста используйте оставшееся время, чтобы проверить ответы.

Чего не следует делать, отвечая на вопросы теста на умение находить решение:

    Медленно и внимательно прочитывать весь тест полностью перед началом работы.

    Тратить время на проверку уже помеченных ответов, пока вы не ответите на все вопросы.

    Тратить время на обдумывание ответа, который не является одним из вариантов предлагаемых ответов.

Тренировочные вопросы

Ниже приводится примерный вопрос и указан правильный ответ, отмеченный соответствующим образом на листе с ответами:

Примерный вопрос

1. Грузовик движется со скоростью
80 км/час. Какое расстояние он проедет за 30 минут?

E. Ни один из вышеперечисленных ответов не подходит

Лист с ответами

1. EMBED MSDraw \* mergeformat

Примерное объяснение

30 минут составляют половину часа, поэтому грузовик, двигаясь со скоростью 80 км/час, за полчаса пройдет 40 км.

Правильный ответ (буква С) закрашен.

В качестве упражнения вам будет предложено 25 вопросов, на которые нужно будет ответить за 30 минут. Постарайтесь набрать как можно больше очков и сэкономить время, используя метод пропуска вопроса или угадывания правильного ответа.

В нижней части этой страницы в отведенных местах запишите время, когда вы приступили к работе. По окончании запишите время завершения работы и определите, сколько всего времени вам потребовалось. Это даст вам представление о том, так ли быстро вы работаете, как это требуется для прохождения теста.

Время начала работы:

Время окончания работы:

Общее затраченное время:

Проверьте, уложились ли вы в 30 минут.

Тренировочные вопросы

Отметьте ответы на прилагаемом ОТВЕТНОМ ЛИСТЕ.

Таблица 1

Отрасль

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Сельское хозяйство

Строительство

Финансы и недвижимость

Обрабатывающая промышленность

Транспорт

1. В какой отрасли наблюдался наибольший рост объема доходов в денежном выражении в период с
1-го по 2-й год?

А. Сельское хозяйство

В. Строительство

С. Финансы и недвижимость

Е. Транспорт

2. В какой отрасли наблюдался наименьший рост объема доходов в денежном выражении в период с 1-го по 5-й год?

А. Сельское хозяйство

В. Строительство

С. Финансы и недвижимость

D. Обрабатывающая промышленность

Е. Транспорт

3. В какой отрасли произошло наибольшее увеличение дохода в процентном выражении в период с 3-го по 4-й год?

А. Сельское хозяйство

С. Строительство

D. Финансы и недвижимость

Е. Обрабатывающая промышленность

4. В какой отрасли произошло наименьшее изменение в процентном выражении в период с 1-го по 4-й год?

А. Сельское хозяйство

С. Строительство

D. Обрабатывающая промышленность

Е. Транспорт

5. В какой отрасли был отмечен наименее стабильный рост доходов за период, представленный в таблице?

А. Сельское хозяйство

В. Строительство

С. Финансы и недвижимость

D. Обрабатывающая промышленность

Е. Транспорт

Таблица 1 (повторение)

Объем дохода в некоторых отраслях промышленности (в млрд. долл. США)

Отрасль

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Сельское хозяйство

Строительство

Финансы и недвижимость

Обрабатывающая промышленность

Транспорт

6. Если тенденция в транспортной отрасли сохранится, то ее доход за 6-й год, вероятнее всего, составит:

А. 42 млрд. долл. США

В. 44 млрд. долл. США

С. 46 млрд. долл. США

D. 48 млрд. долл. США

Е. 50 млрд. долл. США

7. В каком из следующих случаев первая из двух перечисленных последовательно отраслей промышленности имела доход, равный половине дохода второй?

А. Сельское хозяйство; финансы и недвижимость

В. Связь; сельское хозяйство

С. Строительство; финансы и недвижимость

D. Финансы и недвижимость; обрабатывающая промышленность

Е. Транспорт; связь

8. В скольких случаях какая-либо отрасль промышленности получила прибыль в 10 и более процентов по отношению к предыдущему году, упомянутому в таблице?

9. Отраслью промышленности, демонстрировавшей наиболее устойчивые темпы роста доходов в течение этого периода, была:

В. Строительство

С. Финансы и недвижимость

D. Обрабатывающая промышленность

Е. Транспорт

10. В какой из следующих групп все три отрасли промышленности увеличили свой доход почти на одну треть в период с 1-го по 3-й год?

А. Сельское хозяйство; связь; транспорт

В. Сельское хозяйство; связь; строительство

С. Связь; строительство; транспорт

D. Строительство; финансы и недвижимость; транспорт

Е. Связь; строительство; финансы и недвижимость

11. В какой из отраслей промышленности наблюдалось наименьшее изменение в период с 1-го по 4-й год в процентном выражении?

А. Сельское хозяйство

С. Строительство

D. Обрабатывающая промышленность

Е. Транспорт

12. Из следующих отраслей промышленности наибольшее увеличение дохода в процентном выражении наблюдалось в

А. Сельском хозяйстве в период
с 3-го по 4-й год

В. Связи в период со 2-го по 3-й год

С. Строительстве в период с 1-го по 2-й год

D. Финансах и недвижимости в период с 4-го по 5-й год

Е. Обрабатывающей промышленности в период с 3-го по 4-й год

Переходите к следующей странице

Прочтите текст на данной странице и ответьте на вопросы, приведенные на следующей странице. Отвечая на вопросы, вы можете еще раз прочитать любой фрагмент настоящего текста.

1 Отдел кадров должен

2 прежде всего рассматривать себя

3 в качестве исследовательской группы. Я имею

4 в виду исследования, которые заключаются в разработке новых

5 методов работы с кадрами, в пересмотре

6 общепринятых правил.

7 Это сбор фактов и

8 прогнозирование возможного развития событий.

9 Это значит анализировать свою работу и

10 изыскать новые способы ее

11 выполнения

12 Во-вторых, отдел кадров

13 должен вооружиться знаниями

14 и опытом, которые

16 по вопросам кадровой политики и, в случае

17 необходимости, обращать внимание руководства

18 на то, какие последствия для взаимоотношений между

19 членами коллектива могут иметь предполагаемые

21 В-третьих, работники отдела кадров должны

22 действовать в тесном контакте со средним звеном управления

24 методов, которые помогут руководителям среднего уровня

25 выполнять свои обязанности

26 по регулированию взаимоотношений между членами

28 позволят среднему звену управления воспользоваться

29 опытом и квалификацией работников

30 отдела кадров, не теряя при этом

31 необходимого повседневного контакта, который

32 они должны поддерживать со своими подчиненными.

33 И наконец, отдел кадров

34 должен выполнять ревизионную

35 или инспекционную функцию. Правильно ли

36 проводится кадровая политика и осуществляются

37 программы? Существуют ли

38 проблемы, вызывающие необходимость

39 перемен? Достигают ли

40 программы цели, для которой

41 они разрабатывались?

42 Необходимо ли внести изменения,

43 чтобы сделать их более эффективными? Вот лишь некоторые важные

44 вопросы, на которые можно получить ответ

45 при осуществлении ревизионной функции.

13. Какие две функции работников отдела кадров, описанные в тексте, имеют больше всего общего между собой?

В. Исследовательская и ревизионная

D. Нормативная и ревизионная

Е. Исследовательская и нормативная

14. "Они" в строке 32, очевидно, относится к

А. "Отдел кадров" в строке 12

В. "Высшее руководство" в строке 15

D. "Работники отдела кадров" в строках 29-30

Е. "Среднее звено управления" в строке 28

15. На вопросы, поставленные в последнем абзаце, ответы следует искать главным образом путем

А. Прогнозирования возможного развития событий

В. Поддержания эффективного взаимодействия с членами коллектива

С. Проведения критической оценки

D. Добросовестного проведения политики

Е. Выработки гибкого подхода

А. Это необходимо для сбора фактов и прогнозирования развития событий

В. Это необходимо для выработки и представления рекомендаций высшему руководству

D. Это важно для понимания того, что политика и программы осуществляются должным образом

17. В строке 27 функция предложения, начинающегося словами "Такие рекомендации...", состоит в том, чтобы

А. Дать логическое обоснование

В. Подчеркнуть суть

С. Указать на аналогию

D. Дополнить деталями

Е. Представить доказательство

А. Прогнозирования будущих потребностей

В. Поиска новых и более эффективных методов решения кадровых вопросов

D. Поддержания повседневного контакта с членами коллектива, работающими в подразделениях среднего уровня

Е. Поиска новых путей повышения производительности труда

19. Основная идея первого абзаца заключается в том, что работники отдела кадров должны

А. Анализировать свою работу и добиваться ее максимальной эффективности

В. Определять ориентиры в своей работе и руководствоваться ими

С. Опираться в работе на факты, а не полагаться на интуицию

D. Пересматривать общепринятые методы и правила работы с кадрами

Е. Делать упор на прогнозировании будущего развития событий

Переходите к следующей странице

20. Продажная цена коробки мыла составляет 10 долл. США. Во время распродажи цена была снижена на 10%. Цена мыла на распродаже была на 20% выше себестоимости коробки мыла. Какова себестоимость коробки мыла?

А. 9 долл. США

В. 8 долл. США

С. 7,5 долл. США

D. 7 долл. США

Е. 6,5 долл. США

21. Рисунок на странице был уменьшен на копировальном устройстве на 60%, в свою очередь эта копия была уменьшена на 20%. Какой процент размера оригинала составила конечная копия?

22. В одном отделе над проектом работает 15% женщин и 25% мужчин. 60% персонала отдела составляют женщины. Какой процент сотрудников отдела работает над проектом?

Е. Имеющейся информации недостаточно для ответа на данный вопрос

23. Общая стоимость ремонта автомобиля по 5 позициям составила 375 долларов США. Капитальный ремонт карбюратора стоит в два раза дороже регулировки, ремонт тормозных колодок на треть дороже ремонта карбюратора, а центровка и балансировка колес, каждая в отдельности, стоят на треть дороже, чем регулировка. Сколько стоит регулировка?

А. 30 долл. США

В. 45 долл. США

С. 65 долл. США

D. 90 долл. США

Е. Имеющейся информации недостаточно для ответа на данный вопрос.

24. В состав некоего препарата входят жидкости x , y и z в пропорции 5:2:1. Сколько галлонов препарата можно приготовить из 25 галлонов x , 20 галлонов y и 8 галлонов z ?

25. `Сбыт продукции себестоимостью 60 центов за единицу составлял в среднем 1,2 млн. единиц в месяц. После того, как качество продукции повысилось, ее сбыт вырос в среднем до 2 млн. единиц в месяц. При этом себестоимость единицы новой продукции увеличилась на 5%. Если продажная цена завода-изготовителя в каждом случае составляла 75 центов за единицу продукции, то какова добавленная прибыль завода-изготовителя в месяц, полученная им за продукцию улучшенного качества?

A. 20 тыс. долл. США

B. 60 тыс. долл. США

C. 200 тыс. долл. США

D. 240 тыс. долл. США

E. Имеющейся информации недостаточно для ответа на данный вопрос.

1 Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001. С. 12-14

2 Э.Днепров: Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью./ УГ №45 2002

3 Участники рабочей группы договорились остановиться для удобства на термине «компетентность», хотя данное решение условно. В лингвистике часто употребляется слово «компетенция», а не «компетентность» для обозначения того же явления.

4 Равен, 2002

5 Schlüsselqualifikationen. Handlungs- und Methodenkompetenz, Personale und soziale Kompetenz. Vеrlag C.H.Beck München 2000 von Rudolf W. Lang. P. 7.

6 Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. с. 12.

7 Schlüsselqualifikationen. Handlungs- und Methodenkompetenz, Personale und soziale Kompetenz. Vеrlag C.H.Beck München 2000 von Rudolf W. Lang. P. 7

8 Проект федерального компонента государственного образова-тельного стандарта общего образования. Часть II. Старшая школа (пер-вый рабочий вариант). / Под ред. Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Мини-стерства образования Российской Федерации. - М., 2002. - 296 с.

9 Методика данного анализа текста требований по предметам изложена и обоснована в нашей работе «Сопоставление содержания списка ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ по основным предметам».

10 Так, например, следующее задание по биологии явно не учитывает собственный опыт российского школьника в области региональной фауны и необходимость соразмерять введение терминов с возможностями их дальнейшего применения: «А 14. Большое разнообразие видов галапагосских вьюрков - это результат: 1) ароморфоза; 2) дегенерации; 3) идиоадаптации; 4) биологического регресса».

11 Национальный фонд подготовки кадров. Инновационный проект развития образования Компонент «Учебное книгоиздание». Техническое задание.

12 Излагается по: Д.Равен. «Компетентность в современном обществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002.

13 Равен, стр. 154

14 Равен, 210

15 Групповые проекты

Проектом (от латинского projectus = выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. От капризного хотения, пустого мечтания, несбыточных грез и беспочвенных фантазий (сегодня их иронически именуют "прожектами" или "прожектерством") проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости. Иначе говоря, проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его реализации, или воплощения в жизнь. То есть получить, изготовить, создать, построить, или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие умственные, физические и/или политические усилия.

Проектирование есть процесс разработки такого рода замысла и его фиксации в какой-то внешне выраженной знаковой форме - буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели и т.д.

В проектном процессе выделяют три главнейшие стадии, или фазы. На первой выдвигается исходно-плодотворная гипотетическая идея, содержательное ядро, зародыш смысла, способный к дальнейшему росту и развитию.. На средней из первоначально туманной и недифференцированной идеи вырисовывается постепенно усложняющийся проектный образ, возникает некая морфология - детальная картина, многоплановая панорама, ясно представимые сцены желаемого будущего. Предметом такого опережающего образного представления может быть что угодно - какой-то неизвестный дотоле продукт, комплекс изделий или порядок вещей; новая сеть связей, организационная структура и система отношений; новое состояние дел или закономерно управляемое течение событий. Завершающая фаза проектирования - составление проектно-технологической документации. Там подробно описываются все те операции и процедуры, которые нужно произвести определенными орудиями над определенными материалами для того, чтобы реализовать проектный замысел, воплотить его в действительности и тем перевести образ желаемого нами из возможного будущего в актуальное настоящее.

Покуда проект не реализован, его допустимо многократно пересматривать и перепроверять с целью обнаружить, скорректировать и свести к минимуму недосмотры, просчеты и ошибки, неизбежно вкрадывающиеся в любые человеческие начинания. После того, как проект будет воплощен, исправление таких ошибок, подчас крайне опасных, может оказаться слишком сложным и трудоемким, долгим, дорогим или даже совсем неосуществимым.

16 Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) / Инновационное движение в Российском школьном образовании. – М., 1997

17 Портфолио: файл или папка для сбора и организованного хранения подтверждений ваших достижений, предназначенных для оценивания. Портфолио должно включать содержание с указанием страниц, на которых можно найти подтверждения для каждой части раздела. Может иметь форму электронного документа или бумажной копии.

Приведем описание, данное в Оксфордской программе развития ключевых компетенций

«Кандидат демонстрирует обладание компетенцией (компетентность), представляя подтверждения владения компетентностьми в форме портфолио. Подтверждения могут исходить из различных источников и иметь разнообразные формы. Подтверждения будут предоставляться кандидатом, однако важная роль отводится инспектору, наблюдающему за тем, как кандидат справляется с заданиями и оценивающему соответствие представленных подтверждений спецификациям.

Подтверждениями могут выступать, например:

    письменное свидетельство того, как кандидат определил стоимость производства товара или услуги (для раздела Операции с числами);

    запись наблюдения за тем, какой вклад привносит кандидат в дискуссию (раздел Коммуникация);

    распечатка документа, выполненного с использованием текстового редактора (раздел Информационные технологии);

    записи инспектора относительно участия кандидата в обсуждении плана работы, при согласовании целей, распределении ответственности и составлении рабочих соглашений (раздел Работа с людьми);

    официальный отчет кандидата, отражающий, например, результаты выполненного проекта по Географии на уровне А (раздел Коммуникация, Операции с числами и Информационные технологии);

    план действий и записи о проделанной работе на рабочем месте, как часть раздела NVQ (для раздела Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности).

Кандидат может предоставить подтверждения для портфолио Ключевых компетенций, которые были получены в ходе выполнения других квалификационных заданий, например GNVQs, GCE уровни A/AS или NVQs. Подтверждения по Ключевым компетентностям не обязательно должно заполняться отдельно от подтверждений, полученных по другим квалификационным заданиям. Если подтверждение по Ключевым компетентностям получено в рамках выполнения других квалификационных заданий, то оно должно четко соответствовать требованиям к Подтверждениям по Ключевым компетентностям и должно быть легко доступно для проведения публичного экзамена (на степень бакалавра) .

В дополнение к портфолио подтверждений для каждого раздела Ключевых компетенций Коммуникация, Операции с числами, Информационные технологии кандидаты должны будут пройти Процедуру внешней оценки (ПВО)».

18 Основания для схематизации см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1 стр.44 данного документа.

19 Эта тема может иметь определенное значение на дальнейших этапах работы в связи с изучением механизмов формирования мотивации.

20 Дается по книге Р.Ланга «Клшючевые квалификации», являющийся классическим исследованием по теме ключевых компетенций Rudolf W.Lang Schlüsselqualifikationen, Beck 2000

21 Вот почему проблемы нельзя переводить, как задачи. Проблема – это задача особого рода, обладающая по отношению к обычной задаче еще и дополнительными признаками, например, наличием пробелов.

22 Rudolf W.Lang Schlüsselqualifikationen

23 По Hans Aebli Zwölf Grundformen des Lernens, Klett Cotta 2001

24 Gage/Berliner Pädagogische Psychologie, Belz 1986

25 Основной группы учителей, на которой держится школа.

26Некоторое подчеркивание «повседневности», как значимой среды, в которой происходят изменения, имеют своим основниями соответствующие доводы и разработки педагогической науки ФРГ (так. наз. «поворот к повседневности», отход от абстракного, моделирующего мышления; проблема «повседневности» тематизируется в феноменологической философии и педагогике).

27 Все эти формы существовали уже и раньше в практике различных альтернативных школ. Они опробованы и описаны в соответствующей, достаточно богатой литературе (на нем. языке). Речь идет теперь о перенесении этих форм работы на массовую школу в несколько измененном виде, приспособленном для массовой, государственной школы. Особая роль в реформе уделяется проектному обучению.

28 В немецком языке различают lehren - учить, поучать и lernen – учиться. Эти два слова весьма близки по звучанию и поэтому часто выступают, как эффектная игра слов. Мы переводим lehren, то есть то, что делает учитель, как «преподавание», а как lernen, т.е. то, что делает сам ученик, который учится, как «учение», хотя преподавание (unterrichten) охватывает и то и другое. Новые формы преподавания как раз состоят в том, что ученики в большей степени учатся сами.

29 В немецкоязычных источниках КК обозначаются также термином ключевые квалификации. Ключевая квалификация, например, в социальной сфере, состоит из отдельных ключевых компетенций

30 А.А.Пинский Материалы доклада. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Департамент науки и образования администрации Самарской области.

31 Chomsky, N. Aspekte der Syntax-Theorie, Frankfurt 1969

32 Jürgen Habermas Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der kommunikativen kompetenz. In Jürgen Habermas/Niklas Lühmann Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie – was leistet Systemforschung? (S. 102).

33 Ожегов С.И. Сл. русск. яз. / Изд. 12 стереотип. – М.: Русск. яз, 1978. – С. 265

36 Методика данного анализа текста требований по предметам изложена и обоснована в нашей работе «Сопоставление содержания списка ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ по основным предметам».

Автореферат диссертации

А. А. Крылов, Б. Ф. Ломов и др.; системный подход как способ познания явлений и процессов – Р. Беллман, Г. Диксон... себя следующее: 1) компетентностный подход является способом достижения нового качества образования и определяет направления изменения...

  • Развития регионального образования

    Документ

    ... «Достижение нового качества образования через развитие информационной среды на основе использования модели «МС ШКОЛА» Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования ...

  • Тренировочные упражнения для подготовки к тесту

    На оперативность мышлениЯ

    Предлагаемые упражнения помогут вам понять, по какому принципу следует отвечать на вопросы теста на умение находить решение. С помощью этих упражнений вы:

    1. Познакомитесь с основными особенностями данного теста.

    3. Попрактикуетесь в ответах на вопросы, аналогичные тем, которые могут встретиться в самом тесте.

    Особенности теста на оперативность мышления

    В тест включены три типа вопросов, которые предполагают наличие критического мышления и аналитических способностей:

    Количество вопросов

    Чтобы ответить на 50 вопросов, вам дается 65 минут. Разрешается пользоваться калькулятором, хотя это необязательно. Писать следует карандашом, чтобы можно было легко стереть неправильный ответ.

    На каждый вопрос предлагается 5 вариантов ответа, из которых вам предстоит выбрать правильный. От вас не требуется развернутых ответов. Просто отметьте ОДИН из пяти ответов, которые обозначены буквами А, В, С, D, E.

    Во время самого теста вы должны будете помечать свои ответы на специальном листе с ответами, который раздается отдельно от списка вопросов.

    Если вы отметите сразу несколько вариантов ответа на какой-либо вопрос, ваш ответ НЕ БУДЕТ считаться правильным.

    Если вы решили изменить ответ, то необходимо стереть первый его вариант или дополнительно его выделить, чтобы не получилось так, что вы одновременно отметили два или более вариантов ответа.

    Начисление очков

    Каждый правильный ответ добавляет к вашей сумме одно очко. Если вы пометили неправильный ответ, очки из общей суммы НЕ выЧитаютсЯ.

    Как достичь наилучших результатов

    Новейшие исследования показали, что соблюдение нижеследующих правил способствует увеличению количества очков, начисляемых по результатам теста на умение находить решение. Усвоив эти правила, вы поймете, что вам необходимо делать и чего следует избегать при ответе на вопросы тестов.

    Правила, которые необходимо соблюдать , чтобы добиться наилучшего результата при решении теста на умение находить решение:

    · Четко определите для себя характер вопроса, прежде чем ознакомиться с предлагаемыми вариантами ответа.

    · Работайте по возможности быстро, действуя при этом уверенно и четко: не тратьте времени на вопрос, сути которого не понимаете.

    · Сразу отбросьте ответы, которые вы считаете заведомо неправильными, и выберите ответ из оставшихся вариантов.

    · Отметьте какой-либо вариант ответа на каждый вопрос, даже если правильный ответ вам приходится угадывать.

    · По окончании теста используйте оставшееся время, чтобы проверить ответы.

    Чего не следует делать, отвечая на вопросы теста на умение находить решение:

    Þ Медленно и внимательно прочитывать весь тест полностью перед началом работы.

    Þ Тратить время на проверку уже помеченных ответов, пока вы не ответите на все вопросы.

    Þ Тратить время на обдумывание ответа, который не является одним из вариантов предлагаемых ответов.


    Тренировочные вопросы

    Ниже приводится примерный вопрос и указан правильный ответ, отмеченный соответствующим образом на листе с ответами:


    Примерный вопрос

    1. Грузовик движется со скоростью
    80 км/час. Какое расстояние он проедет за 30 минут?

    E. Ни один из вышеперечисленных ответов не подходит


    Лист с ответами

    Примерное объяснение

    30 минут составляют половину часа, поэтому грузовик, двигаясь со скоростью 80 км/час, за полчаса пройдет 40 км.

    Правильный ответ (буква С) закрашен.


    В качестве упражнения вам будет предложено 25 вопросов, на которые нужно будет ответить за 30 минут. Постарайтесь набрать как можно больше очков и сэкономить время, используя метод пропуска вопроса или угадывания правильного ответа.

    В нижней части этой страницы в отведенных местах запишите время, когда вы приступили к работе. По окончании запишите время завершения работы и определите, сколько всего времени вам потребовалось. Это даст вам представление о том, так ли быстро вы работаете, как это требуется для прохождения теста.

    Время начала работы: ___________________________________

    Время окончания работы: ___________________________________

    Общее затраченное время: ___________________________________

    Проверьте, уложились ли вы в 30 минут.

    Тренировочные вопросы

    Отметьте ответы на прилагаемом ОТВЕТНОМ ЛИСТЕ.

    Таблица 1


    1. В какой отрасли наблюдался наибольший рост объема доходов в денежном выражении в период с
    1-го по 2-й год?

    А. Сельское хозяйство

    В. Строительство

    С. Финансы и недвижимость

    Е. Транспорт

    2. В какой отрасли наблюдался наименьший рост объема доходов в денежном выражении в период с 1-го по 5-й год?

    А. Сельское хозяйство

    В. Строительство

    С. Финансы и недвижимость

    D. Обрабатывающая промышленность

    Е. Транспорт

    3. В какой отрасли произошло наибольшее увеличение дохода в процентном выражении в период с 3-го по 4-й год?

    А. Сельское хозяйство

    С. Строительство

    D. Финансы и недвижимость

    Е. Обрабатывающая промышленность


    4. В какой отрасли произошло наименьшее изменение в процентном выражении в период с 1-го по 4-й год?

    А. Сельское хозяйство

    С. Строительство

    D. Обрабатывающая промышленность

    Е. Транспорт

    5. В какой отрасли был отмечен наименее стабильный рост доходов за период, представленный в таблице?

    А. Сельское хозяйство

    В. Строительство

    С. Финансы и недвижимость

    D. Обрабатывающая промышленность

    Е. Транспорт

    Переходите к следующей странице


    Таблица 1 (повторение)


    6. Если тенденция в транспортной отрасли сохранится, то ее доход за 6-й год, вероятнее всего, составит:

    А. 42 млрд. долл. США

    В. 44 млрд. долл. США

    С. 46 млрд. долл. США

    D. 48 млрд. долл. США

    Е. 50 млрд. долл. США

    7. В каком из следующих случаев первая из двух перечисленных последовательно отраслей промышленности имела доход, равный половине дохода второй?

    А. Сельское хозяйство; финансы и недвижимость

    В. Связь; сельское хозяйство

    С. Строительство; финансы и недвижимость

    D. Финансы и недвижимость; обрабатывающая промышленность

    Е. Транспорт; связь

    8. В скольких случаях какая-либо отрасль промышленности получила прибыль в 10 и более процентов по отношению к предыдущему году, упомянутому в таблице?

    9. Отраслью промышленности, демонстрировавшей наиболее устойчивые темпы роста доходов в течение этого периода, была:

    В. Строительство

    С. Финансы и недвижимость

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №1» Методическая разработка: НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ. Исполнитель: Ленченков В.А. тренер-преподаватель по хоккею МБОУ ДОД «ДЮСШ №1» Поверил: Старший инструктор-методист: Алехина Е.В. Зачитан на тренерском совете: «__»__________ 2013г. с оценкой ___________ г. Прокопьевск,2013 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 1 РАЗРАБОТКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ 2 ОПЫТНАЯ ПРОВЕРКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 3 ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ БИБЛИОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Главная особенность современного хоккея, из за.увеличения скорости, является повышение плотности игры. Спортсмены постоянно находятся в сложных игровых условиях, при дефиците времени для принятия и выполнения технико-тактических решений и действий. На первый план выходит способность хоккеиста своевременно и эффективно решать игровые задачи. При прочих равных условиях наибольшего успеха в хоккее добиваются игроки, имеющие высокий уровень развития оперативного мышления и технического мастерства, которые позволяют быстро оценить, проанализировать игровую ситуацию, принять единственно верное решение и реализовать его. Более высокий уровень развития этих качеств даёт возможность предвосхищать действия партнёров, соперников и события на площадке. Именно эти способности выгодно выделяют « игровиков » на хоккейной площадке и именно эти способности, по единодушному мнению специалистов, являются главными предпосылками для воспитания классных игроков. Актуальность данной работы обусловлена важностью современного момента. Анализ научно - методической литературы показал, что в теории и практике современного хоккея отсутствует методика по воспитанию и развитию оперативного мышления у хоккеистов. С этой точки зрения актуальность выбранного направления данной работы не вызывает ни какого сомнения. Преимуществом в советской школе хоккея всегда являлось наличие в сборных и клубных командах разного уровня ярких и неординарных хоккеистов «игровиков». В последнее время эти традиции во многом утрачены, такому положению есть много причин, но главное видится в том, что не уделяется особого внимания при подготовке резерва для команд в нашем хоккее, развитию оперативного мышления, одному из важнейших компонентов игры, а характер тренировочного процесса стал носить характер циклических видов спорта, без учёта сложной и более скоростной в последнее время специфики игры в хоккей. ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА хоккей игровой мышление команда Специфика хоккея характеризуется тем, что борьба протекает в условиях активного сопротивления и постоянной смены ситуаций. В связи с этим для успешной игры на передний план выходят требования к оперативному мышлению спортсменов. Условия конкретной игровой ситуации, являющиеся внешней детерминантой оперативного мышления, определяет набор операций или движений. Каждая ситуация содержит в себе информацию того или иного содержания и разного объёма. Установлено, что быстрота мыслительной деятельности человека находится в обратной пропорциональной зависимости от количества информации (закон Хика). Кроме воспринимаемых объектов игровой ситуации детерминантой оперативного мышления является фактор конфликтности и риска игровой ситуации. Чем меньше выражен конфликт, к примеру, игра со слабым противником или на большом расстоянии от него, тем меньше риск сделать ошибку, тем больше времени отводится для принятия решений игроку и наоборот, чем острее конфликт, тем меньше времени для принятия решений, тем больше его дефицит. (А.В.Родионов). Одна из основных характеристик оперативного мышления в командно игровых видах спорта это наглядный, образный характер. В процессе решения задач, спортсмен оперирует в основном непосредственно воспринимаемыми, а не воображаемыми объектами. Процесс принятия игровых задач тесно связан с физическими и функциональными действиями, а не с абстрактными понятиями. Другая особенность состоит в том, что мышление носит действенный характер и выражено это тем, что спортсмен, используя технические и тактические навыки и умения, реализует в действиях свои замыслы, и фактически сразу же видит их результаты. (Г.М.Гагаева) Спортивную деятельность игрока характеризуют взаимосвязанные механизмы оперативного мышления и сенсомоторного реагирования. Игровая деятельность протекает в условия крайнего лимита времени, когда практически невозможно отличить моменты реагирования и принятия решений. С характеристиками оперативного мышления тесно связаны такие сенсомоторные реакции, как реакция выбора, реакция вероятностного прогнозирования и реакция предвидения. Следующая особенность оперативного мышления в спорте - это связь с эмоционально - волевыми процессами спортсмена. Эмоциональность и напряженность - обязательное условие протекания процесса мышления у спортсмена, ему приходится принимать решения в ситуациях непосредственной острой борьбы с противником, сильного эмоционального возбуждения, что может привести к неверной оценке игровой ситуации. Быстрота процессов мышления - не менее важная его особенность, характерная в основном командно - игровым видам спорта. А.В.Родионов считает, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество по этому показателю по сравнению с другими видами спорта (за исключением спортивных единоборств). Особенно быстрота принятия решения проявляется в случаях: А) когда необходимо оценить все характеристики игровой ситуации; Б) в случае, необходимости учёта вероятности изменения ситуации; В) в случае, длительного процесса принятия решения в эмоционально напряженных ситуациях. Представитель спортивных игр отличаются так называемой «скоростной выносливостью» в оперативном мышлении, которое заключается в непрерывном и частом принятии решений в течение длительного времени. Они же имеют преимущество в показателях быстроты оперативного мышления в условиях выбора одного варианта из нескольких возможных, что вполне объяснимо наличием в спортивных играх большего количества вариантов решений, чем в других видах. Выделяются следующие наиболее существенные особенности мыслительных операций в спортивных играх: деятельность в условиях крайнего лимита времени; непрерывный характер процесса принятия решения; восприятия большого числа элементов ситуации; «панорамное» ориентирование по всему полю зрения, где спортсмен логически связывает между собой ситуации мало схожие по внешним признакам; необходимость выбора решения из нескольких вариантов, довольно близких друг к другу; способность при решении задач совершать «скачок» через промежуточные и несущественные варианты, способность сразу увидеть конечные решения; удержание в памяти большого числа элементов тактических и технических задач; смена плана решения задач непосредственно в ходе их выполнения; реализация оперативной деятельности при большом числе сбивающих факторов. (А.И. Клименко). В исследованиях посвященных изучению отдельных свойств оперативного мышления, в частности, быстроты и точности решения игровых задач, выявлены следующие закономерности: точность решения тактических и технических задач зависит от уровня квалификации спортсменов; высококвалифицированным спортсменам характерны наименее вариативные показатели оперативного мышления, у них наблюдается тенденция к уменьшению времени решения наиболее сложных задач; для юных спортсменов характерно увеличение времени решения игровых задач при повышении их сложности; Малиновский С.В. описывает структуру мыслительной деятельности в спортивных играх следующим образом: А) решение через определённую «заготовку» (стандартный путь решения) Б) решение сложных игровых задач по принципу эвристической деятельности. У спортсменов с малым игровым опытом, считает этот же автор, отсутствует какая - либо последовательность с предполагаемой ситуацией, они могут неоднократно возвращаться к уже «проигранному» взаимодействию, не переключаясь на более оптимальное. Схему ситуации оценивают наугад и поспешно выбирают решения, не просмотрев всех вариантов. Опытный спортсмен старается целиком «увидеть» ситуацию и, хотя оптимальное решение, как правило, у них готово сразу, окончательно принимают они его, лишь отвергнув остальные. (С.В. Малиновский). Рядом авторов (Д.Н. Завалишина, В.Н. Пушкин, 1964г.) были проведены исследования по изучению механизмов оперативного мышления. Итогами трёх серий опытов из 500 экспериментов явились следующие выводы: . Решение оперативных задач есть процесс установления связей между элементами обусловлено выявлением их свойств в ходе перемещения, которое меняет их характеристики. . Результатом этого процесса является создание динамической структуры условий, которая детерминирует дальнейшие действия по преобразованию ситуации. . Существенную роль в решении задач играет способ предъявления условий задач. Восприятие информации и своевременность реагирования доминируют в простых игровых ситуациях, а в сложных ситуациях уже на первый план выходит быстрота выполнения интеллектуальных операций. Причем в тактических действиях спортсменов слиты воедино операции, как результат оперативного мышления и операции, как результат сенсомоторного реагирования. Как высшее проявление процессов оперативного мышления следует рассматривать способность спортсменов к игровому предвидению, антиципации игровых ситуаций. В подготовке спортсменов игровиков предполагается, что существует три группы спортсменов с разным уровнем оперативного мышления и предвидения (А.В. Родионов). . Спортсмены, которым не свойственна какая-либо программа предвидения. (В работе с ними рекомендуется применение большого количества упражнений с игровыми эпизодами, с различным числовым соотношением атакующих и защищающихся.Тренер, умышленно ограничивает возможность принятия стандартных решений.) . Спортсмены, жестко оценивающие ситуацию. Обычно это неуравновешенные спортсмены. (В тренировках для них умышленно не следует принимать заблаговременно решений, а действовать строго по ситуации, нарочито меняя готовые решения.) . Спортсмены с более гибкой программой прогнозирования. Это люди с уравновешенной и подвижной нервной системой, благоприятный тип для игры, однако они часто уступают спортсменам из 2 группы, потому что нередко колеблются в принятии решений. (Спортсменам этой группы необходимо в тренировках идти на риск, решительно принимать решения.Всё это поможет выработать игровую линию поведения для каждого игрока.) (А.В. Родионов, М.В. Бриль) Способность к прогнозированию событий - существенный фактор, во многом определяющий поведение спортсмена в игре, где условия не стационарны, а информация о них во многом зависит от принятого личностью решения на основе анализа статистической структуры ситуации. Успех зависит от точного вероятностного прогноза, понимаемого в современной психологии, как привлечение прошлого опыта для опережающей подготовки к наиболее вероятным реакциям в условиях неопределённости. В этой связи следует рассматривать интуитивное предвидение, как механизм реакции и ответного действия на предвиденную ситуацию. (А.В. Родионов, К.Л. Бабаян) Анализ научной литературы по настоящему вопросу показал, что в хоккее лишь однажды исследователи обратились к проблеме игрового мышления. Б.А. Майоров 1981 в своей работе указывает на прямую связь уровня развития мыслительных процессов и тактического мастерства. Автор рассматривает вопросы тактического мышления в контексте игрового взаимоотношения у хоккеистов высокой квалификации. Резюмируя литературный обзор, можно отметить, что: . Методы и средства развития оперативного мышления разработаны недостаточно. . Отсутствует методика тестирования уровня развития оперативного мышления у начинающих хоккеистов. . Неопределенны пути повышения эффективности игровой деятельности хоккеистов с учётом индивидуального подхода к уровню развития оперативного мышления. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В исследовании были поставлены следующие задачи: . Разработать методику развития оперативного мышления у юных хоккеистов. . Разработать методику тестирования и педагогических наблюдений для диагностики уровня развития игрового мышления. . Проверить методику развития игрового мышления у юных хоккеистов в педагогическом эксперименте. . Разработать предложения по использованию методики развития игрового мышления в работе с юными хоккеистами. . Метод педагогического наблюдения: наблюдения за тренировочной деятельностью; наблюдения за соревновательной деятельностью. . Метод тестирования: лабораторное тестирование по карточкам; лабораторное тестирование на специальном макете. . Метод обобщения опыта подготовки юных хоккеистов; библиографический розыск, сбор и систематизация материала; анализ документации; картотека по теме; беседы с тренерами, спортсменами, экспертами. . Метод педагогического эксперимента Исследование проводилось с июля 2011 г. по апрель 2013 г. В исследовании принимала участие команда юношей 10 - 12 лет «Шахтер-2001» г. Прокопьевск в количестве 23 человек. Обследование соревновательной деятельности осуществлялось в играх на первенство России. Обследовано 42 матча. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1 Разработка нетрадиционных подходов в тренировке юных хоккеистов, направленных на развитие игрового мышления В ходе исследования одной из главных задач являлась разработка и экспериментальное обследование методики по воспитанию и развитию игрового мышления у юных хоккеистов. Методика явилась результатом обобщения опыта работы ведущих специалистов по подготовке резерва в хоккее и воплощения на практике новых идей и представлений о системе тренировке в хоккее. Всё это нашло своё отражение в специальных методических приёмах и средствах, отличных от традиционных своей направленностью, на постоянное формирование игрового мышления. Следует отметить, что тренировочные занятия, в которых применялись средства на развитие оперативного мышления, как правило, протекали с высоким эмоциональным фоном, вызывали живой интерес у юных хоккеистов, заставляли делать все упражнения в максимальном режиме и с полной отдачей, принимать нестандартные решения. Особое место в нашей методике занимает подготовительный период, где нашей задачей было найти новые подходы к общефизической подготовке. Основная суть методики заключается в использовании своеобразных методических приёмов, связанных с проведением специальных тренировочных заданий, направленных на развитие оперативного мышления, творчества и инициативы юных хоккеистов, принятия быстрого, нестандартного решения в сложных, быстро изменяющихся игровых ситуациях. В качестве примера можно привести варианты методических подходов и их реализацию в специфических упражнениях по видам подготовки: скоростная подготовка скоростно - силовая подготовка выносливость сила ловкость тактическая подготовка СКОРОСТНАЯ ПОДГОТОВКА Методический приём Реализация Введение необычных исходных положений. Соревновательный метод. Введение различных вариантов команды «СТАРТ». Изменение пространственных границ. Варьирование условий в ходе выполнения упражнения. Изменение скорости и темпа движения. Старты; стоя спиной к направлению движения, сидя, лёжа, после имитации бега на коньках, выпрыгиваний, отжиманий, поворота, поворота прыжком. В парах; догнать партнёра на старте дистанция 3 шага. Различные исходные положения. Кто вперёд из различных стартов; кувырок лицом спиной - развороты единоборства - старт, взявшись за руки Звуковые: - голосом (на определённое слово) свистком (на определённый сигнал определённое начало) - хлопком - «на старт, внимание» «третий» Зрительные: - старт по определённому движению руки тренера - старт по мячу, выпущенному из рук тренера - старт хлопком после разворота по ладоням партнёра Бег в парах по определённому маршруту. «салки» с изменением условий по команде тренера, свистку (остановки, повороты, развороты, бег в обратную сторону, и т.д.) эстафеты. По команде: - ускорение - увеличение частоты шагов - смена ритма. СКОРОСТНО - СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА Методический приём Реализация Направленное варьирование внешних условий и отягощений. Изменение скорости и темпа движений. «Зеркальное» выполнение упражнений - прыжки через разновысокие скамейки прыжки через скамейки стоящие на разном расстоянии друг от друга - прыжки через скамейки в горку и под горку - прыжки с продвижением вперёд (с поворотами, то же на одной ноге, спиной вперёд, то же на одной ноге, то же с продвижением из стороны в сторону) - разновесомые шайбы, набивные мячи, пояса, эспандеры. - выполнение заданий с помехой партнёра. По команде в упражнениях с: - набивными мячами прыжках - выпрыгиваниях В упражнениях с изменением направления движений, прыжках, выпрыгиваниях ВЫНОСЛИВОСТЬ Методический приём Реализация Изменение скорости и темпа движения. Введение дополнительных трудностей и раздражителей. В кроссе: - ускорения - медленный бег изменение темпа по команде. Кросс с передачами мяча (в парах, в тройках с двумя мячами) Кросс с движениями в горку и под горку, бег по пересечённой местности. Бег с изменениями способа движений: - спиной вперёд - прыжками - разворотами - правым, левым боком. СИЛА Методический приём Реализация Изменение скорости и темпа движений. Варьирование комбинаций выполнения упражнения. Направленное варьирование внешних отягощений. Введение дополнительных раздражителей. По команде в работе с набивными мячами и ломами. С набивными мячами, ломами: - в движении - в движении в приседе и полуприседе - с поворотами - с наклонами - с прыжками на одной ноге - то же с продвижением вперёд Выполнение упражнений с разными по весу снарядами и партнёрами. Изменение структуры движения по сигналу тренера, ответы на несущественные вопросы тренера, решение загадок. ЛОВКОСТЬ Методический приём Реализация Введение необычных исходных положений. Введение дополнительных раздражителей. Варьирование условий выполнения заданий. «Зеркальное» выполнение упражнений. - кувырок по определённой команде в ходе выполнения движения, после прыжков, после выпрыгиваний, в ходе выполнения ОРУ, в ходе выполнения единоборств, после эмитации. - прыжки с поворотами в движении на 180 и 360 градусов, прыжки в сторону с последующим ускорением. старты из различных положений с усложнением кувырками, перекатами, прыжками с поворотами. Использование в эстафетах: - акробатических элементов - двух и более мячей - скакалок - скамеек гимнастических матов По определённой команде в эстафетах: - изменение направления движения - изменение способов ведения мячей - выполнение определённого акробатического приёма. В двойках и тройках с движением по площадке. усложнение: то же с мячами ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Методический приём Реализация Введение дополнительных раздражителей. Изменение по ходу игры условий или правил. Варьирование тактических построений. Изменение скорости и темпа игры. Изменение Игра в два мяча; игра двумя мячами в трое ворот; одновременная игра двумя мячами в футбол ручной мяч и баскетбол. Игра с усложнением правил: - с правилами «вне игры» - с условием засчитывать гол, когда команда перешла на середину поля соперника - с условием засчитывать гол, если команда владеет сразу двумя мячами. Игра в ручной мяч или баскетбол на площадке с расставленными по ней гимнастическими скамейками. Игра в футбол, взявшись за руки в парах. Игра с переодеванием в перерыве в футболки разных цветов. Игра на удержание мяча. По свистку или другой команде - пространственных границ. смена ворот - игра руками ногами - введение правил «вне игры» По свистку или другой команде активный отбор - позиционная атака - контратака и т.д. По команде: - увеличение скорости передач организация быстрой атаки - медленный розыгрыш быстрые движения и открывания Вход в зону по ограниченному коридору. Условие: забивать голы только из вратарской зоны или наоборот (площадка для ручного мяча). Различные варианты «квадрата» Тренировочные занятия, проводимые с применением нестандартных методических приёмов и средств, как правило, отличались высокой эффективностью и хорошим уровнем общей и моторной плотности. В качестве примера можно привести тренировку общеподготовительного этапа, в которой комплексно решались задачи технико-тактической и скоростно-силовой подготовки. Команда разбивается на четыре группы по пять человек, вратари работают с теннисными мячами, скоростно-силовые задания выполняют по очереди с одной из пятёрок. Работа организована следующим образом: три пятёрки играют в футбол в трое ворот двумя мячами, за период считаются голы, пропущенные в свои ворота, пропустившим меньше всех - 2 очка, за второй результат - 1 очко, проигравшим - 0. Через 10 минут смена ворот. Одна из пятёрок идёт на скоростно-силовую работу: прыжки через разновысокие скамейки 15 шт. (20 - 45 см.), выстроенные на разном расстоянии друг от друга (40 - 90 см.), работа 8 - 10 секунд, отдых 2 минуты, 6 серий. Команда проводит за тренировку 2 круга прыжков и 6 периодов игры или соответственно 3+9 в зависимости от этапа подготовки. Всего на общеподготовительном этапе содержание специальных средств, направленных на развитие оперативного мышления в ОФП, составляет 50,7% от общего объёма. Такое же соотношение относится и к структуре микроцикла, причём использование нетрадиционных приёмов и заданий по видам подготовки в ОФП следующие: (от общих объёмов по видам): в скоростной подготовке - 38% в скоростно-силовой подготовке - 49% на ловкость и гибкость - 61% на выносливость - 8% в силовой подготовке - 29% в КРФК - 75% Применение настоящей методики, на наш взгляд, позволило повысить уровень развития оперативного мышления у юных хоккеистов, что нашло своё отражение в результатах проверки нашей методики. 3.2 Опытная проверка нетрадиционных, методических подходов в тренировке юных хоккеистов В результате проведённого нами исследования была разработана экспериментальная программа подготовки юных хоккеистов. В нашу задачу не входило противопоставление этой программы традиционным методам и средствам воспитания резерва в хоккее, мы старались использовать свою методику путём включения в тренировку, наряду с общепринятыми заданиями, упражнения, развивающие игровое мышление игроков. Основными методами при этом были: игровой метод и метод сопряжённого воздействия. При разработке экспериментальной программы мы анализировали динамику основных видов подготовки в годичном цикле (табл. № 1), и затем, исходя из обобщения личного опыта, определили следующие объём и процентное соотношение заданий, связанных с развитием оперативного мышления (табл. № 2) в годичном цикле по этапам. Рассматривая динамику объёмов и процентного соотношения заданий на оперативное мышление (всего - 212 часов), (таблица № 2 и рис. № 1), видно наибольший объём приходится на 1 соревновательный и 2 соревновательные этапы соответственно 64.5 час. (30.4%) и 47.5 час.(22.4%) от общего объёма заданий на оперативное мышление, эти же показатели на общеподготовительном этапе, составили - 29.5 час. (13.9%), на специальноподготовительном - 33 час. (15.5%), напромежуточном - 9.5 час. (4.5%) и на переходном - 28 час. (13.2%). Такое соотношение, на наш взгляд, связано со спецификой каждого этапа в отдельности, а в целом соответствует задачам всей подготовки в годичном цикле. Анализ динамики объёмов заданий на оперативное мышление по видам подготовки даёт возможность выявить, что наибольший объем экспериментальных заданий по физической подготовке приходится на общеподготовительный этап - 17час. (50.7%), специально-подготовительный - 6 час. (19.4%). Всего - 33.5 час. Или 15.8% от общего объёма. Рис № 1 Рис № 2 Рис № 3 По технической подготовке самый высокий объём специальных заданий на специально-подготовительном этапе - 18.5 час, (27%), на первом и втором соревновательных этапах соответственно - 18 час, (26.3%) и 13 час, (19%), на переходном - 13.5 час, (19.7%), на промежуточном - 4.5 час, (6.6%), на общеподготовительном этапе - 1 час, (1.5%). Всего задания по технической подготовке на оперативное мышление составили - 68.5 час, или 32.3% от общего объёма. Из рис. № 2 видно, что наибольший объём заданий на оперативное мышление приходится на тактическую подготовку - 110 час, или 51.9% от общего объёма. Объясняется это видимо тем, что в упражнениях тактической направленности особое значение имеет способность игрока быстро оценивать ситуацию и принимать эффективные решения. Доля специальных заданий по тактике составила: на первом и втором соревновательном этапах 45 час, (40.9%) и 33 час, (30%) соответственно, на общеподготовительном этапе - 11.5 час, (10.5%), на специальноподготовительном - 8.5 час, (7.7%), на промежуточном - 4 час, (3.6%) и на переходном - 8 час, (7.3%). Следует отметить, что такое соотношение объёмов заданий на развитие оперативного мышления в нашем исследовании гармонично сочеталось с динамикой общего объёма нагрузок и соответствовало принципам спортивной тренировки. Для оценки оперативных способностей юных хоккеистов использовалось параллельное сопоставление результатов лабораторного эксперимента и регистрации соревновательной деятельности спортсменов. В первом случае применялись два теста. Одна из тестовых методик была разработана В.П.Пушкиным. По числу элементов задачи игра называется «Тройка» и представляет собой видоизменённый вариант игры «Пятнадцать», где площадка ограничена пятью полями и тремя фишками рис. № 4. Фиксируется число ходов, затраченных на расстановку фишек по порядку и время решения задач разной степени сложности - от «трёхходовок» до задач 8 - 10 ходов. На решение первой задачи спортсмены обычно затрачивают около 7 сек. (оптимальное число ходов - 7), на решение второй задачи - 11 сек. (число ходов - 10), на решение третьей задачи - 4 сек. (число ходов - 6). В ходе исследования проводился сравнительный анализ результатов данного лабораторного теста на различных этапах подготовки в годичном цикле юных хоккеистов. Результаты тестирования дают основание полагать, что применение специальных средств и методических приёмов в тренировке юных спортсменов положительно повлияло на уровень развития оперативного мышления. Также необходимо отметить прирост результатов решения задач, что видимо явилось следствием целенаправленного воздействия на способность юных хоккеистов оперативно принимать решения. Число ходов сократилось в среднем по группе от 11.85 до 10.69; время от 12.16 до 10.74. Второй лабораторный тест применялся для оценки оперативного мышления юных хоккеистов в условиях, приближенных к игровым (рис. № 5). На макете, который представлял из, себя восьмигранник, появлялось изображение одной из восьми игровых ситуаций. Например, одна из задач, игрок расположен перед воротами с шайбой, необходимо принять одно из трёх решений; бросить по воротам, отдать пас партнёру, обыграть вратаря. Оценивается время принятия решения и его правильность. Секундомер автоматически включается при появлении ситуации и выключается, фиксируя время решения задачи, как только игрок нажимает одну из кнопок с номером варианта решения. Спортсмену предлагается восемь игровых ситуаций, где могут решаться задачи: взятие ворот входа в зону начала атаки открывания опеки отбор два один один два и т.д. Тестовые задачи на оперативное мышление вариант 3 1 2 1 3 вариант 2 3 вариант 3 2 1 2 3 Решение 1 Макет лабораторного теста по оценке оперативного мышления в хоккее 1 вариант - бросок по воротам вариант - передача партнёру вариант - обводка вратаря Тестирование даёт возможность не только оценить способность хоккеистов к оперативному мышлению, но и позволяет развивать навыки игроков принимать быстрые и эффективные решения в различных игровых ситуациях. Динамика результатов данного теста на различных этапах подготовки юных хоккеистов свидетельствует о росте показателя времени принятия решения и эффективности решения в подготовительном от 1.78 баллов и 2.19 сек в соревновательном периоде до 2.57 баллов и 1.64 сек в среднем по группе. Таблица № 1. Результаты решения тестовой задачи на ОПЭ и в соревновательном периодах. № пп фамилия Показатели теста Число ходов Время решения (сек) 18.07.10. 22.12.10. 18.07.10. 22.12.10. 1 Скрипник 13 10 12.7 9.2 2 Труфакин 10 9 11.9 10.7 3 Тоболов 11 10 8.6 8.3 4 Петров 12 12 13.1 11.8 5 Дудченко 10 10 12 10.6 6 Шарко 9 9 7.9 7.8 7 Кузнецов 13 11 9.9 8.8 8 Бурачук 12 11 10.4 9.3 9 Кутькин 11 10 11.5 10.6 10 Шенгель 11 9 12.6 11.4 11 Качкин 10 10 11.3 10.3 12 Прилипухов 12 11 13.1 12.7 13 Недошивин 13 11 13.4 10.9 14 Хабаров 12 12 12.8 11.8 15 Боженнов 14 12 13.7 12.0 16 Жиганов 12 11 13.9 11.4 17 Абзалов 11 10 8.9 7.6 18 Соснин 13 11 12.9 11.2 19 Федотов 14 12 14.1 13.3 20 Гаврилов 14 13 14.8 13.7 21 Хисамов 12 11 12.9 11.4 22 Долматов 13 10 13.1 12.2 23 Петров 13 11 14.2 11.1 Ср. арифметич. по группе Ср. квадрат.отклонение X 11.95 10.69 1.14 0.91 12.16 10.74 1.52 1.28 Таблица № 2 № пп фамилия Показатели теста Кол-во баллов Время решения (сек) 17.07.10. 23.12.10. 17.07.10. 23.12.10. 1 Скрипник 2 3 1.78 1.56 2 Трафакин 3 3 1.47 0.98 3 Тобалов 2 3 1.94 1.17 4 Петров 3 3 2 1.65 5 Дудченков 3 3 1.63 1.39 6 Шарко 2 2 1.12 1.08 7 Кузнецов 2 3 1.66 1.14 8 Бурачук 1 2 1.54 1.47 9 Кутькин 1 2 2.12 1.33 10 Шенгель 3 3 2.72 2.04 11 Качкин 1 2 2.06 1.44 12 Прилипухов 2 3 3.14 2.09 13 Недошивин 1 2 2.97 1.83 14 Хабаров 1 3 2.15 1.56 15 Боженнов 3 2 2.31 2.01 16 Жиганов 2 2 1.58 1.14 17 Абзалов 2 3 2.01 1.26 18 Соснин 2 2 2.14 2.02 19 Федотов 1 3 3.06 2.13 20 Гаврилов 1 2 3.27 2.54 21 Хисамов 3 3 2.18 1.47 22 Долматов 1 2 2.21 2 23 Петров 2 3 3.09 2.37 Ср. арифметич. по группе X 1.78 2.57 2.19 1.64 0.68 0.49 0.46 0.38 Ср. квадрат.отклонение Таблица № 3. Сравнительная таблица средних результатов лабораторных тестов по команде на различных этапах годичного цикла. Тесты Этапы Тестовая задача Тест на макете Число ходов Кол-во баллов Время сек Время сек 1 тест ОПЭ 11.95 ± 1.14 12.16 ± 1.52 1.78 ± 0.68 2.19 ± 0.46 2 тест соревнов. период 10.69 ± 0.91 10.74 ± 1.28 2.57 ± 0.49 1.64 ± 0.38 Разность d 1.26 1.42 0.79 0.55 t 3.76 3.41 2.19 1.81 Сравнительная таблица средних результатов двух лабораторных тестов даёт основание предполагать о положительных сдвигах по всем исследуемым показателям, что, видимо, явилось следствием применения нетрадиционных методических приёмов в тренировке юных хоккеистов. Так время решения тестовой задачи, уменьшилось, в среднем на 1.42 сек., лабораторного задания, в среднем на 0.55 сек. Число ходов на решение тестовой задачи во втором тестировании уменьшилось, в среднем на 1.26, а количество баллов в решении лабораторного задания выросло в среднем на 0.79. Для оценки эффективности соревновательной деятельности в ходе исследования проводилась регистрация технико-тактических игровых действий юных хоккеистов в матчах различного уровня. По результатам проведённых обследований оценивались следующие: объём технико - тактических действий плотность (количество технико - тактических действий в минуту) качество (разница между положительным и отрицательным показателями) брак (все отрицательные показатели) коэффициент эффективности (%) В исследовании была использована таблица комплексных интегральных показателей, разработанных для взрослых хоккеистов.Cавин В.П., Львов В.С. Таблица № 4 Показатель Оценка Объём Плотность Количество Брак Коэфф. Эффект.(%) Отлично 80 и более 4 и более 55 и более 18 и более 80 и более Хорошо 70 - 79 3.7 - 3.99 45 - 54.9 18.1 23 75 - 79.9 Удовлетв. 60 - 69 3.3 - 3.69 40 - 44.9 23.1 28 70 - 74.9 Обследование по данной методике проводилось в течение всего соревновательного периода и в сумме с педагогическими наблюдениями дают возможность определить динамику эффективности соревновательной деятельности. Хорошие положительные сдвиги были отмечены в ходе сравнения средних показателей соревновательной деятельности на различных этапах соревновательного периода. Прирост отмечен по всем показателям, что, в сумме с ростом спортивных результатов, по нашему мнению, явилось следствием использования нетрадиционных методических подходов и средств. В ходе педагогических наблюдений главное внимание уделялось следующим характеристикам: умению быстро и эффективно принимать решения способность перестраивать свои действия в изменяющейся обстановке игры умению действовать неожиданно и нестандартно в различных игровых ситуациях способности своевременно и качественно проводить технико - тактические действие адекватное текущему моменту умению своими действиями опережать и предугадывать действия соперников на площадке Результаты предыдущих обследований и педагогических наблюдений согласовывались с мнением авторитетных экспертов наблюдателей. Данные представлены в (табл. № 5). Таблица № 5. Сравнительная таблица обследования соревновательной деятельности по средним показателям Показатель Обследование объём плотность качество брак коэфф. эффект. % 1 обследование 03.11.10. 63.4 ±5.8 2.41 ±0.19 33.2 ±2.7 34.9 ±3.1 57.21 ±4.5 2 обследование 29. 03.11. 72.5 ±4.9 3.72 ±1.2 49.8 ±3.3 26.7 ±2.7 71.18 ±5.6 Сдвиги d + 9.1 + 1.31 + 16.6 + 8.2 + 13.97 t 6.12 2.19 4.21 3.11 3.26 Высокий коэффициент конкордации - 0.872 и хорошая взаимосвязь с результатами двух тестов на определение уровня оперативного мышления коэффициент корелляции - 0.474 - говорят о средней корелляции уровня эффективности соревновательной деятельности и мыслительных процессов. Исследование показало, что, чем выше уровень развития игрового мышления, тем выше возможности юного спортсмена показать качественную игру, не зависимо от его физических качеств, что конечно очень важно для достижения больших результатов в спорте. 3.3 Итоги педагогического эксперимента. Запланированный объём тренировочной нагрузки выполнен полностью. . Экспериментальная проверка методики развития игрового мышления показала эффективность тренировочного процесса, построенного на использовании нетрадиционных подходов и средств. . Разработана методика тестирования и педагогических наблюдений для диагностики уровня развития игрового мышления у юных хоккеистов. ВЫВОДЫ. Разработанная и экспериментально обоснованная методика развития оперативного мышления у юных хоккеистов позволяет воспитывать у спортсменов способность к быстрому принятию решений и антиципации. Методика позволяет приблизить тренировочный процесс к соревновательной деятельности за счёт применения специальных методических приёмов и средств. . Эксперимент, проведённый на команде юношей 2001 года рождения МБОУ ДОД ДЮСШ №1 отделение хоккей г.Прокопьевска, показал эффективность разработанной методики и право на внедрение в практику подготовки юных хоккеистов для дальнейшего воспитания качественного резерва для хоккея. . Контрольное тестирование до и после эксперимента и результаты педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью юных хоккеистов, свидетельствуют о положительных статистически достоверных сдвигах показателей уровня оперативного мышления, а также об улучшении качественных и технических показателей игры, повышении плотности и эффективности технико - тактических действий в матчах. . В ходе эксперимента была выявлена взаимосвязь между показателями развития оперативного мышления и показателями соревновательной деятельности. . Методика тестирования может быть использована в системе отбора юных хоккеистов, в определении игрового амплуа спортсмена, а также и в селекционной работе. . Результаты проведённых исследований дали возможность сформулировать практические рекомендации по применению методики. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для повышения уровня оперативного мышления и эффективности тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов рекомендуется применять следующий комплекс мероприятий: . Определить уровень развития оперативного мышления каждого игрока и контролировать этот показатель на различных этапах подготовки, используя методику тестирования и педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью. . Использовать в тренировочном процессе методические приёмы и средства, направленные на развитие оперативного мышления на всех этапах подготовки юных хоккеистов. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Александров П.Н. «Из области психологии. Теннис.» сб. 1972 . Арутюнян Г.В. «Проблемы мышления в спорте» Т и ПФК 1962 . Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх» 1980 Букатин А.Ю. «Анализ выступления сборной СССР по хоккею в ЧЕ 1981г. среди юниоров» М. Спорткомитет СССР 1981 . Гагаева Г.М. «Психология футбола» М. ФиС 1969 . Горбунов Г.Д. «Исследование влияния физических нагрузок на оперативное мышление и скорость переработки информации» Вопросы психологии. 1968. «Методика исследования оперативного мышления» Проблемы инженерной психологии. 1968 . Горский Л. «Тренировка хоккеистов» 1981 . Завалишина Д.Н., Пушкин В.Н. «О механизмах оперативного мышления» Вопросы психологии. 1964 . Зациорский В.М. «Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте» ТиП 1971 . Колосков В.И. Климин В.П. «Подготовка хоккеистов» М. ФиС 1981 . Каменинский Ю.А. «О вопросах принятия решений в игровыхвидах спорта» Итоговый сб. молодых учёных. 1970 . Клименко А.И. «Исследование особенностей оперативного мышления баскетболистов с целью индивидуализации тактической подготовки» Автореферат - диссертация. 1975 . Костка В. «Современный хоккей» 1976 . Малиновский С.В. «Моделирование тактического мышления спортсмена» М. ФиС 1981. «Исследование психологических особенностей выбора ответных действий» Автореферат - диссертация. 1969 . Мармор В. «Игровое внимание» С.И. 1970 . Родионов А.В. «Быстрота мышления» ФиС 1973. «Психодиагностика спортивных способностей» М. ФиС 1973. «Психологические факторы решения оперативных задач в спорте» Автореферат - диссертация. АПН СССР 1976. «Спортсмен прогнозирует решение» М. ФиС 1971 . Савин В.П. «Исследование путей рациональной методики подготовки хоккеистов» Канд. Диссертация 1974 . Тарасов А.В. «Тактика хоккея» М. ФиС 1963 . Усков В.А. «Тест для оценки оперативного мышления» ТиПФК 1989 . Юрзинов В.В. «Своя дорога» Спортивные игры 1990 . Шигаев А.С., Жариков Е.С. «Психология управления в хоккее» М. ФиС 1983 . Чайнова Л.Д., Чайнов Н.Д. «Реакция предвидения и её числовые характеристики» Сб. Вопросы психологии 1966

    МЫШЛЕНИЕ И ЕГО МЕТОДЫ.

    Тема исследования: мышление.
    Каждый человека знаком с этим процессом не понаслышке, каждый день приходится что-то планировать, принимать решение и действовать на основании плана и решения. И процесс этот настолько привычен, что сам по себе не вызывает желания его исследовать.

    Но от нашего мышления, от контроля за ним зависит слишком многое, поэтому есть смысл рассмотреть его более детально.

    На первый взгляд мышление представляет собой как бы беседу с самим со-бой...

    Основная мысль ставшей очень популярной книги Кэрол Двек «Новая психология успеха. Думай и побеждай» сводится к тому, что существует два типа мышления: первое заставляет человека деградировать и обвинять всех окружающих в своих неудачах, второе же приводит к росту личности и ответственности за свою жизнь.

    Сегодня мы детально поговорим о первом из них, ведь врага нужно знать в лицо.

    Люди, обладающие фиксированным мышлением, верят, что их способности «высечены в камне», то есть не могут...

    Тесто: пачка маргарина потереть на крупной терке и перемешать с тремя стаканами муки, затем вылить туда стакан пива и замесить тесто.

    Начинкой может быть:
    1. Вареное мясо с жареным луком провернуть на мясорубке.

    2. Тушеная квашеная капуста.
    3. Рассыпчатая гречневая каша – в неё много-много свежего порезанного укропа и поперчить.

    Только не всё вместе – а или одно, или другое, или третье. Вообщем начинка не сладкая и лучше чтоб немножко рассыпчатая.

    Пирожки лепятся – маленькие и...

    Мужчины, как правило, значительно превосходят женщин в навыках пространственного мышления, в частности, в способности мысленно вращать трехмерные объекты - это неравенство связано с особенностями одной из структур мозга, установили ученые из университета Айовы.

    Ранее было известно, что теменные доли мозга, связанные с пространственным мышлением, у женщин отличаются более толстым слоем коры или "серого вещества". Но прежде эти особенности никогда не связывали с пространственными навыками...

    Парадоксы Ленина
    По моему глубокому убеждению, исследовательская статья Вячеслава Костикова «Тайна Кремлевских мозгов» представляет собой унифицированное средство к познанию множества самых запутанных тайн, самого жуткого и черного периода отечественной истории-периода коммунистического диктата.

    Мэтр самого популярного в России и в русском зарубежье медиа-холдинга «Аргументы и Факты» Вячеслав Костиков знает, о чем писать, знает, что он пишет. В этом случае, мы имеем полную интеллектуальную...

    В Институте неврологических исследований при парижской больнице Питье-Сальпетриер ждет не только эксперимент по исследованию подсознания, но и возможность подзаработать. «Главное, не пытайтесь что-либо понять, - предупреждает невролог Матиас Пессильоне, - это здесь не нужно».

    Понимать особенно и нечего: надо лишь, просмотрев на экране мелькание непонятной абракадабры, принять решение - нажимать кнопку или нет. Не нажимать - вариант безопасный, заведомо не имеющий никаких последствий. Нажимать...

    Женщины и мужчины действительно мыслят по-разному, говорится в исследовании, обнаружившем определенные генетические отличия в строении мозга представителей разных полов.

    Ученые нашли сотни генов, которые по-разному включаются и выключаются в мозгу мужчин и женщин. Это заставляет предположить, что многие модели поведения, которые считаются характерными для определенного пола, определяются в равной степени и природой, и воспитанием.

    Как утверждают специалисты, мужчины и женщины отличаются...

    Человеческий мозг, несмотря на многочисленные исследования, все еще хранит тайны относительно принципов своей деятельности и представляет собой загадку, над которой бьются ученые всего мира.

    Помощь им в этом оказывают мыши. При изучении мозга мышей.

    Сообщает издание LiveScience, ученые из Юго-Западного медицинского центра при техасском университете установили, что вопреки прежним убеждениям о том, что память мозга человека функционирует вследствие соединения большого числа мозговых клеток...