Рефераты Изложения История

Учебно-методическое обеспечение предмета «Астрономия» в школе. Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования Галактики

Транскрипт

2 Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования: Письмо Минобрнауки России от ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» Методические рекомендации по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от г. 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. 1089»

3 КУРС АСТРОНОМИИ Письмо Министерства образования и науки РФ от г. «Изучение учебного предмета «Астрономия» как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/2018 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.» «Объём часов должен составлять не менее 35 часов за два года обучения» «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки» ЕГЭ не планируется, задания будут включены в КИМ по физике С 2019 г. будут проведены ВПР по астрономии

4 КУРС АСТРОНОМИИ Школьный курс астрономии призван способствовать формированию современной естественнонаучной картины мира, раскрывать развитие представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Основная цель курса астрономии сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее современную астрономическую картину мира. Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются: понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества; понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной; объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений; формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.

5 Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Предмет астрономии Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А.Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. Законы движения небесных тел Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. Солнечная система Происхождение Солнечной системы. Система Земля Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.

6 Методы астрономических исследований Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА. Звезды Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И НЕСТАЦИОНАРНЫЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Число Вольфа. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечноземные связи. Наша Галактика Млечный Путь Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ. Галактики. Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Основы космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.

8 Астрономия не исключалась из программы, но перестала быть обязательным предметом. Сохранилось многое из накопленного ранее опыта и появились новые направления и формы работы. Выходит достаточное количество научно-популярной литературы. Появились новые источники информации и ресурсы, которые можно и нужно использовать в работе преподавателя астрономии в школе. Появились не только новые формы работы, но и новые возможности их развивать.

9 С чего начинать? Учебники + хорошая научно-популярная литература

11 Интернет-ресурсы ГАИШ МГУ ИЗМИРАН АстрО энциклопедия энциклопедия космонавтики и другие

12 Планетарии Познавательные лекции и программы как дополнение к урокам Циклы учебных лекций, соответствующие учебной программе Выезд лектора в школу на урок или внеклассное мероприятие Мобильный планетарий очень хороший образовательный ресурс по астрономии, но могут быть просто «кинопередвижки», показывающие фильмы на купол.

13 Любители астрономии Приобрели популярность акции «Тротуарная астрономия» Помощь в работе с телескопами и проведении наблюдений Помощь в работе астрономического кружка

14 Астрономический кружок Активизация познавательной деятельности не только на занятиях по астрономии, но и на других уроках Появляется актив из ребят, которые потом становятся помощниками учителя и на уроках, а также могут вести кружок для младших школьников

15 Астрономические олимпиады Всероссийская астрономическая олимпиада Московская астрономическая олимпиада Петербургская астрономическая олимпиада Астротурнир Астрономическая олимпиада для младших школьников «Малая Медведица» Региональные астрономические олимпиады

16 Летние школы Петербургская летняя астрошкола Пущинская школа юного астрофизика 2015 Зимняя школа юного астронома ГАИШ МГУ, АстрО и фонда «Траектория» Летняя школа в Казани Астрофестиваль-2017 в Курской области

17 Астрономические и астрокосмические музеи Музей Краснопресненской обсерватории ГАИШ МГУ Музей истории космонавтики Школьные музеи космонавтики, например, музей в г. Щигры Курской области

18 Проектная деятельность Школьные научные конференции Региональные интеллектуальные конкурсы (научные чтения, конференции и т.д.) Публикация лучших работ в различных изданиях: «Физика для школьников», сборниках конференций и др.

19 ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННАЯ ИОС? С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННАЯ ИОС ЭТО: ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПОДСИСТЕМА) НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ сформированная на основе: разнообразных информационно-образовательных ресурсов; компьютерных средств обучения; современных средств коммуникации; педагогических технологий.

20 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

21 УМК формируют основу предметной ИОС в соответствии с требованиями ФГОС Требования к ИОС курса, в т.ч. к оснащению кабинета Требования к ИОС предмета, класса. Перечень ресурсов урока (УМК, оборудование, внешние ресурсы) Учебник в печатной и электронной форме ядро УМК Рабочая программа Методическое пособие Рабочие тетради Пособия для диагностики Карты, плакаты, Проч. Обучение технологиям работы со всеми компонентами УМК для достижения заданного результата Алгоритмы выполнения работ с применением ресурсов УМК, в т.ч. оборудования, шаблоны для фиксации результатов Практикумы 21

22 Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются: понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества; понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной; объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений; формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.

23 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АСТРОНОМИИ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АСТРОНОМИИ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АСТРОНОМИЯ» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АСТРОНОМИЯ»

24 Для учителя Рабочие программы Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Содержание учебного предмета, курса Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы Методические рекомендации Рассматриваются особенности изложения отдельных тем и вопросов учебной программы, рассматривается методика проведения отдельных уроков, методы решения астрономических задач, организация астрономических наблюдений и т. д.

25 Учебник (учебное пособие) по астрономии + ЭФУ Учебники и учебные пособия должны полностью соответствовать учебной программе по астрономии Учебник (учебное пособие) выступает носителем определённого содержания астрономического образования и в определённой мере основным средством обеспечения его усвоения Учебник (при условии разработки полного комплекта составляющих УМК) должен иметь тенденцию к разгрузке его полифункциональности. В системе УМК функциональную нагрузку частично берут на себя отдельные средства обучения справочники, хрестоматия, тетради для самостоятельных работ и др. Требования к современному учебнику (учебному пособию): метапредметность современность ориентация на практическую деятельность способствовать достижению образовательных результатов

26 Учебно-методические комплексы по астрономии Авт. ЧАРУГИН В.М. Авт. ЛЕВИТАН Е.П.

27 СОВРЕМЕННЫЙ КУРС АСТРОНОМИИ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Чаругин В. М. Астрономия классы (базовый уровень) Состав УМК: Учебник + ЭФУ Рабочие программы Поурочные методические рекомендации Тетрадь-тренажёр Тетрадь-практикум Задачник 27

28 ОБ АВТОРЕ Чаругин Виктор Максимович профессор астрофизики, доктор физ.-мат. наук, профессор кафедры теоретической физики Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, академик-секретарь отделения «Физика, астрономия и астрофизика» РАКЦ, методист высшей категории, автор около 280 научных работ, книг, брошюр, учебников для вузов и школ. Профессиональная деятельность Читает лекции по астрономии, астрофизике, космологии и др. Занимается теорией и практикой преподавания астрономии в современной школе. Руководит единственной в России аспирантурой по направлению «Методика преподавания астрономии». Под его руководством защищено 6 кандидатских и одна докторская диссертации. 28

29 УМК по астрономии В.М. Чаругина Курс ориентирован на новые методы исследования Вселенной с помощью гравитационно-волновых и нейтринных телескопов Ученики смогут найти описание сложных астрономических явлений и подходы к решению современных астрономических проблем на базе знакомых школьникам физических законов Особое внимание уделяется современным достижениям и открытиям в области астрономии В первую очередь это относится к открытию ускоренного расширения Вселенной и большого числа экзопланет, поиску и связям с внеземными цивилизациями 29

30 УМК по астрономии В.М. Чаругина Курс ориентирован на новые методы исследования Вселенной с помощью гравитационно-волновых и нейтринных телескопов. Ученики смогут найти описание сложных астрономических явлений и подходы к решению современных астрономических проблем на базе знакомых школьникам физических законов. Особое внимание уделяется современным достижениям и открытиям в области астрономии. В первую очередь это относится к открытию ускоренного расширения Вселенной и большого числа экзопланет, поиску и связям с внеземными цивилизациями 30

31 ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА ПО АСТРОНОМИИ СЕРИИ «СФЕРЫ» Современный формат представления учебных материалов Выстроенная система навигации по компонентам УМК Уникальный дизайн и художественное оформление Практическая направленность содержания и системы заданий Задания для самостоятельного изучения и проектной деятельности Высокая мотивационная составляющая и возможности для индивидуализации обучения Дополнительные информационные ресурсы, включая обширный иллюстративный ряд 31

32 Подробная навигация по учебнику Отличительные особенности УМК: в новом, современном формате учебной литературы большое количество иллюстративного материала. 32

33 УМК по астрономии В.М. Чаругина Подведём итоги Основное содержание (параграфы) Краткое введение («ярлык») темы Дополнительные источники информации Дискуссионные вопросы 33

34 ФОРМАТ УЧЕБНИКА Задачи урока Мотивация к уроку Основной текст Дополнительная информация Иллюстрации, как самостоятельный источник информации Элементы навигации Итоги урока 3 4

35 ФОРМАТ УЧЕБНИКА Задачи урока Мотивация к уроку Основной текст Иллюстрации, как самостоятельный источник информации 3 5

36 ФОРМАТ УЧЕБНИКА Основной текст Дополнительная информация Иллюстрации, как самостоятельный источник информации Итоги урока 3 6

37 ФОРМАТ УЧЕБНИКА Применение знаний на практике Дополнительная информация Основной текст Иллюстраци и, как самостоятельный источник информации Итоги урока 37

38 Межпредметные связи физика (закон всемирного тяготения Математика (понятие эллипса) 38

39 Метапредметные результаты Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

40 Личностные результаты Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся «Астрономический блокнот»

41 Личностные результаты Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общественной культуры «Теории, гипотезы, факты»

42 Личностные результаты Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся «Мои астрономические исследования»

43 Метапредметные результаты Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

44 44

45 45

46 46

47 47

48 48

49 49

50 50

51 Одна тема один разворот 51

52 Одна тема два разворота 52

53 53

54 Одна тема три разворота 54

55 55

56 56

57 КУРС АСТРОНОМИИ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Левитан Е.П. Астрономия 10 класс (базовый уровень) В состав учебно-методического комплекта входят: учебное пособие; методическое пособие для учителей (доступно в электронном виде на сайте Издательства) задачник; электронная форма учебника. 57

58 Астрономия. 11 класс. Авт. Левитан Е.П. Построение курса Традиционный курс астрономии, доработанный по требованиям ФГОС. В пособии рассматриваются вопросы классической астрономии, строение, природа и эволюция звёзд, галактик и Вселенной. Курс обобщает естественнонаучные знания и дополняет физическую картину мира.

59 Астрономия. 11 класс. Авт. Левитан Е.П. Аппарат контроля и самоконтроля Необходимые компетенции Обобщение темы

60 Астрономия. 11 класс. Авт. Левитан Е.П. Расширенное приложение

61 Дополнительные источники информации

62 Тетрадь-практикум 1. Практические работы в классе 2. Наблюдения 3. Исследовательские лабораторные работы 4. Лабораторные работы, предусматривающие коллективную форму выполнения 5. Работы с использованием информационно-коммуникационных технологий 6. Использование видео и фотоматериалов Рабочая тетрадь Содержит задания разного уровня по видам деятельности Контрольно-измерительные материалы Задания и тесты могут быть с решениями, указаниями и ответами. Они предназначены для самостоятельной работы учащихся, а также несут контролирующую функцию учебных достижений школьников

63 Учебный звёздный атлас Этот вид учебного издания предназначен для ознакомления учащихся с созвездиями и объектами звёздного неба. Сборник задач по астрономии тесты качественные задачи текстовые задачи Практические задачи расчетные задачи

64 Школьный астрономический календарь Календарь содержит справочные материалы, необходимые для организации и проведения астрономических наблюдений с учащимися. Он издается ежегодно и рассчитан на пользование в течение учебного года. Календарь позволяет правильно выбрать время наблюдения Луны и планет в периоды их наилучшей видимости, указывает, когда и в какой области неба следует наблюдать метеоры, знакомит с наиболее интересными звёздами, звёздными скоплениями, туманностями и галактиками. Традиционно календарь содержит четыре раздела: «Календарь наблюдателя» «Справочник наблюдателя» «Памятные даты» «Приложения»

65 Дополнительные материалы Словарь-справочник астрономических терминов Словари-справочники содержат краткие определения астрономических понятий и терминов, встречающихся в учебных пособиях и необходимых для усвоения учащимися в соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы. В ряде случаев терминологический словарь дополняется астрономическими справочными таблицами. Хрестоматия по астрономии Это особый вид учебного пособия для учащихся, своим содержанием дополняющий и расширяющий базовый учебник. В хрестоматии показывается, как возникли и развивались фундаментальные идеи астрономии, приводятся научные биографии учёных, выдержки из научных трудов, связанных с учебной программой. Использование учителем на уроке хрестоматийных материалов позволяет учащимся соприкоснуться с первоисточниками, проникнуть во внутреннюю «лабораторию» учёного.

66 Возможные темы практических работ Основные элементы небесной сферы. Системы небесных координат Оборудование: модель небесной сферы, чёрный глобус Изучение систем счёта времени Оборудование: модель небесной сферы, астрономический календарь, подвижная звездная карта. Изучение видимого годового движения Солнца Оборудование: модель небесной сферы, звездный атлас, подвижная карта звездного неба, астрономический календарь - ежегодник. Определение положений и условий видимости планет Оборудование: программы на компьютере, звездная карта зодиакальных созвездий, подвижная карта звездного неба.

67 Модели и схемы модель небесной сферы чёрный глобус глобус звёздного неба глобус Марса глобус Луны демонстрационная подвижная карты звёздного неба и др.

68 НАБЛЮДЕНИЯ Наблюдения невооруженным глазом с использованием компьютерных приложений для определения положения небесных объектов на конкретную дату: Основные созвездия Северного полушария (Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион и др.) Яркие звезды (Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе и др.) Наблюдения в телескоп: Луны (моря, горы, кратеры) Планеты (Венера, Марс, Юпитер, Сатурн на выбор исходя из условий видимости) Туманности и звездные скопления

69 Список наблюдательных работ 1. Определение диаметра Солнца с помощью камеры обскура. 2. Определение высоты Солнца с помощью гномона. 3. Измерение числа пятен (числа Вольфа) и оценка периода вращения Солнца (наблюдения в телескоп). 4. Фотографирование Луны через телескоп и определение высоты гор и размеров кратеров и морей на Луне. 5. Определение широты и долготы места по измерениям высоты Солнца в полдень с помощью гномона. Вечерние наблюдения в телескоп Наблюдения осенних и зимних созвездий Определение продолжительности сидерического и синодического месяц по движению и фазам Луны Наблюдение планет, двойных звёзд, скоплений. Работы с подвижной картой неба. Работы с фотографиями небесных тел.

70 Оптические приборы, необходимые для организации астрономических наблюдений Телескопы Астрономические трубы Бинокли Для организации образовательного процесса необходимо иметь хотя бы простейшие из них.

71 Комплект технических средств обучения с соответствующим программным и информационным обеспечением Основным техническим средством обучения по астрономии в настоящее время должен стать компьютер, позволяющий использовать мультимедийные диски, моделировать звёздное небо, а также использовать информацию из Интернета.

72 Видеофильмы и видеоэнциклопедии астрономического содержания, мультимедийные пособия Используются учителем наряду с другими средствами обучения после сравнения их дидактических возможностей с имеющимися в наличии и в соответствии с техническими возможностями реализации их преимуществ в образовательном процессе.

73 «Академия «Просвещение» помощь учителю Дистанционные курсы повышения квалификации учителей для преподавания учебного предмета «Астрономия» «Содержание и особенности преподавания предмета «Астрономия» в старшей школе» Цель курсов: совершенствование / формирование профессиональных компетенций педагогов в области содержания и особенностей преподавания предмета «Астрономия» в старшей школе. Научный руководитель и рецензент программы курса Сергей Борисович Попов, доктор физико-математических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник Государственного Астрономического Института им. П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ им. М.В. Ломоносова Разработчик авторской программы курса Дмитрий Юрьевич Клыков, педагог, имеющий многолетний и результативный опыт преподавания астрономии в старшей школе.

74 «Академия «Просвещение» помощь учителю Образовательная стажировка для учителей, призванных вести учебный предмет «Астрономия» «Астрономия новый предмет в школьной программе? Актуальные документы, новые УМК, программы и курсы» В программе стажировки: Экскурсия по обсерватории Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга (ГАИШ) научно-исследовательского института МГУ им. М.В. Ломоносова Лекции ведущих учёных о новых исследованиях, открытиях и технологиях в области астрономии, астрофизики и космологии Посещение школ, участие в мастер-классах Круглый стол "Современный урок астрономии. Что по-прежнему актуально, что требует перемен?«посещение Московского Планетария; экскурсии в Лунариум, в музей «Урании», кино в «Большом звездном зале», парк неба и Обсерватория Посещение музей Ракетно-Космической Корпорации "Энергия", автобусная экскурсия (в пути следования) "По Космическому тракту", экскурсия в центр управлении полетами "ЦУП«(г. Королев) Посещение Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. (музей ЦПК, экскурсия по технической базе центра: зал тренажеров космического корабля "Союз", центрифуга ЦФ-18, гидролаборатория (г. Звездный) Подробнее см. на сайте academy.prosv.ru

75 2017 Спасибо за внимание!


Учебно-методическое обеспечение предмета «Астрономия» в школе 2017 Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное

Пояснительная записка Рабочая программа является приложением к Основной образовательной программе основного общего и среднего общего образования ГАПОУ СО «Училище олимпийского резерва (колледж)». Рабочая

Астрономия (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - осознание принципиальной роли астрономии в познании

* Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова Об обязательной астрономии в школе с сентября 2017 года ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

На основании приказа Министерства образования и науки России скои Федерации от 7 июня 2017 года 506 «О внесении изменении в федеральныи компонент государственных образовательных стандартов начального общего,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен Знать/понимать: смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная

1.Дополнить пункт 2.1. «Требования к уровню подготовки учащихся, освоивших образовательную программу среднего (полного) общего образования по предметам федерального компонента» целевого раздела подпунктом

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 38 ИМЕНИ В.И. МАШКОВЦЕВА» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа по

1 Утверждено в составе дополнений и изменений _ к основной образовательной программе среднего общего образования приказом от 31.08.2017 Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень)

Пояснительная записка к рабочей программе по астрономии Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основывается

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по астрономии разработан на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета 3. Место учебного предмета в учебном плане 4. Требования к уровню подготовки обучающихся 5. Содержание учебного предмета 6.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по физике и астрономии. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к УМК Б.А.Воронцова-

Приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,

1. Знать, понимать ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Астрономия, 11 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета Учащиеся должны: - смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 ПРИКАЗ От 30.08.2017 г. 187 «О внесении изменений в образовательную программу среднего общего образования» На

Долгих Елена Николаевна начальник отдела дополнительного образования корпорации «Российский учебник», к.п.н. Нормативные документы Приказ Минобрнауки 506 от 7.06.2017 «О внесении изменений в ФК ГОС» Приказ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 города Свободного Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» для 11 классов на 2017-2018 учебный год Пояснительная

ГБОУ Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей 30 ПРИНЯТО Педагогическим Советом ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ 30» протокол 6 от 30 августа 2017 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «СПб губернаторский

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ПРИКАЗ «7» июня 2017 г. 506 Москва О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 19 ИМЕНИ Н.З. ПОПОВИЧЕВОЙ Г. ЛИПЕЦКА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ 11х КЛАССОВ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Эксперт программы: заместитель директора

Аннотация к рабочей программе по предмету «Астрономия» (11 классы информационно-технологического, социально-экономического и социально-гуманитарного профилей) Рабочая программа по предмету «Астрономия»

Приложение.5 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования (новая редакция) МБОУ СОШ 90 (утверждена приказом МБОУ СОШ 90 от 29.06.205 г. 2) Рабочая программа

Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (ФКГОС СОО); требованиями к результатам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по астрономии для 10 и 11 класса составлена в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом

Приложение 1 Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом

Бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Югорский физико-математический лицей-интернат» Рабочая программа по астрономии 0 - классы (базовый уровень) Пачин Иван

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 85» 650071, г. Кемерово, ж-р Лесная Поляна, проспект В.В. Михайлова, 5. E-mail.: [email protected], тел. 90-15-25

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ 2.1. Программы отдельных учебных предметов Астрономия(базовый уровень) Предмет астрономии. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая

Изменения, которые вносятся в основную образовательную программу среднего общего образования МОУ СОШ 4 имени Героя Советского Союза Хоменко И.С. в соответствии с исполнением приказа Министерства образования

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района Рабочая программа по астрономии в 11 классе Учитель: Константинова Галина Дмитриевна

Преподавание астрономии как отдельного предмета Опаловский Владимир Александрович, к.т.н., учитель высшей квалификационной категории, методист корпорации «Российский учебник» https://www.youtube.com/watch?v=kvkbeffmnqk

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СИБИРСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС им. А.И. ПОКРЫШКИНА (школа - интернат)» Рабочая программа по астрономии для 11 класса

О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2017-2018 учебном году 7 июня 2017 года подписан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 506 «О внесении изменений в федеральный компонент

Структура рабочей программы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета стр.2 2. Содержание учебного предмета стр.3 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Болгарии Рассмотрена на заседании МО учителей естественнонаучного цикла. Протокол 1 «28» августа 2018г.

Преподавание астрономии как отдельного предмета https://www.youtube.com/watch?v=kvkbeffmnqk С 1 сентября 2017 года астрономия стала обязательным учебным предметом Нормативные документы Приказ Минобрнауки

Приказываю:

Утвердить прилагаемые , которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39 и от 31 января 2012 г. N 69 и от 23 июня 2015 г. N 609.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 июня 2017 г. N 506

Изменения,
которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089

1. В части II "Среднее (полное) общее образование":

1.1. В разделе "Общие положения":

а) в абзаце двенадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Учебные предметы Астрономия и Естествознание представлены только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения учебный предмет Естествознание может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.";

в) в абзаце четырнадцатом после слов "Физическая культура" дополнить словом ", Астрономия".

1.2. После раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по физике" дополнить разделом следующего содержания:

"Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии

Базовый уровень

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Звезды

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Наша Галактика - Млечный Путь

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.".

1.3. В разделе "Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию" (базовый уровень):

а) в абзаце третьем позиции "Современные естественно-научные знания о мире" подраздела "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" слова "Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, Эволюция звезд и планет, Солнечная система)" исключить;

б) в подразделе "Требования к уровню подготовки выпускников" (базовый уровень):

в позиции "знать/понимать" слова "эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика," исключить;

в позиции "уметь" слова ", разбегание галактик" исключить.

2. В подразделе "2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования" раздела "Пояснительная записка":

а) в абзаце двадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) дополнить новым абзацем двадцать вторым следующего содержания:

"Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом";

в) абзацы двадцать второй - двадцать шестой считать соответственно абзацами двадцать третьим - двадцать седьмым.

Обзор документа

Утвержден стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии. Это обусловлено введением астрономии в качестве отдельного учебного предмета.

Определены обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.

В качестве обязательного для изучения учебного предмета астрономия включается в содержание среднего общего образования, направленное в том числе на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел. Наряду с другими учебными предметами ее изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся.

Изучение учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.

При этом в 11-х классах в 2017/18 учебном году целесообразно изучение учебного предмета "Астрономия" в том случае, если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации.

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета "Астрономия" в общеобразовательных организациях необходимо создание условий для изучения учебного предмета "Астрономия" как обязательного на уровне среднего общего образования.

На уровне органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования:

Обеспечение необходимого объема финансирования местных бюджетов, включая расходы на оплату труда и приобретение учебников и учебных пособий;

Организация на базе региональных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и [или] профессиональная переподготовка педагогических работников);

Обеспечение методического сопровождения введения учебного предмета "Астрономия";

Организация проведения мониторинга введения учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации и направление информации по его итогам в Минобрнауки России до 10 октября 2017 года, до 10 октября 2018 года, до 10 октября 2019 года.

На уровне общеобразовательной организации:

Обеспечение подготовки кадров для преподавания астрономии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников и др.);

Заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам учителей, преподающих астрономию;

Обеспечение учебниками и (или) учебными пособиями по астрономии всех учащихся на уровне среднего общего образования;

Обеспечение материально-технических условий для преподавания и изучения астрономии (комплектование библиотечного фонда, оборудование кабинетов);

Включение учебного предмета "Астрономия" в обязательную часть учебных планов на уровне среднего общего образования;

Обеспечение информационного сопровождения введения астрономии (информирование обучающихся, их родителей [законных представителей], иных участников образовательных отношений, а также общественности, в том числе посредством сайта образовательной организации).

Объем часов на изучение учебного предмета "Астрономия" должен составлять не менее 35 часов за два года обучения.

Образовательная организация самостоятельно осуществляет:

Перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки с учетом утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Определение модели изучения учебного предмета "Астрономия";

Принятие решения об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.

При изучении астрономии может быть использован учебник Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия. Базовый уровень. 11 класс" (М.: Дрофа), включенный в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253), а также учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699).

Включение учебного предмета "Астрономия" в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется.

С 2019 года будут проведены всероссийские проверочные работы по астрономии, задания по астрономии включены в контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена по физике.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»

Согласовано:

на заседании кафедры

протокол № от _______

руководитель кафедры

Зам. директора по УВР

Л.А. Медведева

Г.А. Купша

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Астрономия»

_для 10А, 10Б, 10В ___ классов на 2017- 2018 учебный год

Классы ___ 10А, 10Б, 10В

Уровень освоения программы базовый

Сроки освоения программы: 1 год 35 часов

Часов в неделю – 1 час

2017 год

    Требования Стандарта к изучению базового курса предмета «Астрономия»

"Астрономия" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения учебного предмета должны отражать:

1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

    Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии на курс среднего общего образования составлена

в соответствии с нормативными документами:

    Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

    Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089

    Документ с изменениями, внесенными: .

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014г. (редакция от 20.062017г) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

    Письмо Минобрнауки №ТС 194/08 от 20.06.2017.«Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»

    Письмо Минобрнауки Новосибирской области № 7085-03/25 от 06.09.2017 «О направлении методических рекомендаций по преподаванию учебного предмета «Астрономия»»

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», с внесенными изменениями (приказ от 24.11.2015г. № 81)

с учетом:

    Учебного плана МАОУ Лицея №7.

    Приказа №253 от 31.03.14г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с внесенными изменениями (приказ № 576 от 08.06.2015г., приказ № 38 от 26.01.2016г).

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей :

    осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

    приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

    овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

    использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

    формирование научного мировоззрения;

    формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

    Планируемые предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на базовом уровне среднего общего образования должен:

Предмет астрономии

Знать/понимать:

смысл понятий:

уметь:

использовать:

Знать/понимать:

смысл понятия :

    видимая звездная величина

уметь :

описывать и объяснять :

    различия календарей,

    фазы Луны,

    суточные движения светил.

Знать/понимать:

смысл понятия :

уметь :

Строение Солнечной системы

Знать/понимать:

смысл понятия :

    гипотезы происхождения Солнечной системы;

уметь :

Знать/понимать:

смысл понятий :

    солнечная система;

    гипотезы происхождения Солнечной системы;

уметь:

Солнце и з везды

Знать/понимать:

смысл понятий :

    звезда, светимость

уметь :

Знать/понимать:

смысл понятий :

    Галактика,

    размеры Галактики,

    Вселенная,

    реликтовое излучение, Большой Взрыв,

    черная дыра;

уметь :

Жизнь и разум во Вселенной

Уметь:

    Общая характеристика предмета

Астрономическое образование в средней школе складывается из следующих содержательных компонентов:

    география;

    физика;

    математика;

    биология;

    информатика;

    химия

В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения астрономии в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Математика

Пространственные отношения. Измерение геометрических величин

Распознавание: окружность и круг, куб и шар.

Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

География

Форма, размеры, движения Земли. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Физика

Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Оптические приборы.

Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома. Термоядерный синтез.

Информатика

Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Химия

Происхождение химических элементов.

    Содержание обучения

Учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования, базовый уровень

Базовый уровень

10 класс 2 полугодие

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Практические основы астрономии

Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Строение Солнечной системы

Открытие и применение закона всемирного тяготения. Определение масс небесных тел. Приливы. Движение искусственных небесных тел.

Природа тел Солнечной системы

11 класс 1 полугодие

Природа тел Солнечной системы

Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Основные характеристики парникового эффекта, условия его возникновения. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды

Состав и строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Влияние солнечной активности на Землю. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Определение расстояния до звезд, параллакс. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Двойные и кратные звезды. Определение массы звезд. Переменные и нестанционарные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение и эволюция Вселенной

Состав и структура Галактики. Звездные скопления и ассоциации. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Строение и эволюция Вселенной.

Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла.

Основы современной космологии. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Темная энергия и ее характеристики. Реликтовое излучение.

Жизнь и разум во Вселенной

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4.Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет астрономии удовлетворяет следующим требованиям:

1. Кабинет астрономии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, компьютером, проектором.

Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

    моделями;

    картами;

    портретами;

    таблицами.

2. В кабинете есть литература:

    справочная;

    научно-популярная;

    учебники;

    научно-методические пособия;

    образцы практических и самостоятельных работ учащихся;

    подборки олимпиадных заданий и т.д.

3. В кабинете астрономии средства обучения систематизированы:

    по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.).

4. В кабинете находятся раздаточные материалы:

    для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;

    для проверки знаний, умений (карточки-задания);

    для подготовки опережающих заданий;

    таблицы.

5. Кабинет астрономии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

Перечень лабораторного оборудования

Оборудование общего назначения

Карты звездного неба;

Демонстрационное оборудование по оптике и квантовой физике

Плакаты по темам ;

Карты звездного неба;

Глобус Земли;

Глобус Луны.

    Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской федерации на изучение предмета «Астрономия» на ступени основного общего образования из федерального компонента отводится не менее 18 часов из расчета 1 час в неделю в 10 классе и не менее 17 часов из расчета 1 час в неделю в 11 классе. Учебным планом МАОУ Лицея №7 с учетом компонента образовательной организации выделено всего 35 часов.

Учебник

Номер учебника в ФПУ

2017-2018 учебный год

10 класс

Астрономия.

Базовый уровень. 11 класс,

Издательство «Дрофа»

2.3.2.4.1.1

2018-2019 учебный год

11 класс

Астрономия. Базовый уровень. 11 класс,

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.

Издательство «Дрофа»

2.3.2.4.1.1

Итого

Рабочая программа содержит часть, формируемую участниками образовательных отношений (ЧФУОО), в объеме 40% от общего количества часов.

ЧФУОО используется для реализации образовательных потребностей обучающихся, коррекцию процесса обучения, проектную деятельность.

    Тематическое планирование

10 класс 2 полугодие (2017-2018 уч. гг.)

Методы астрофизических

исследований.

конспект

Спектральный анализ.

конспект

Тема 4. Строение Солнечной системы

7

3

§10

§11

§12

§13

§13-14

§14

§10-14

1

§15-16

11 класс 1 полугодие (2018-2019 уч. гг.)

урока

Тема

Количество часов на тему

В т.ч. часы ЧФУОО

Домашнее
задание

Тема 5. Природа тел Солнечной системы

5

2

§17

§15,18

конспект, упр. 14

§19

§20

Тема 6. Солнце и звезды

6

2

§21(1-3)

§21(4)

Физическая природа звезд.

§22, 23(1-2)

§23-24

Эволюция звезд.

§24

§15-24

Тема 7. Строение и эволюция Вселенной

5

2

Наша Галактика.

§25(1,2,4)

Наша Галактика.

§25(3), 28

§26

§26-27

Итоговая контрольная работа

§1-28

Тема 8. Жизнь и разум во Вселенной

2

1

§28

Экскурсия в планетарий.

конспект

    Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

    Список литературы

Учебник: Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут Астрономия 11 класс, 2018г.

по курсу «Астрономия» 10 класс (1 час в неделю) на 2017-2018 учебный год

Характеристика универсальных учебных действий

Предметные и надпредметные компетенции

Способы проверки

Домашнее задание

Предмет астрономии (2 ч)

Основная цель - уметь : приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации; характеризовать особенности методов познания астрономии, использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук.

1

Предмет астрономия. Основные понятия. Что изучает астрономия.

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики

Предмет астрономии

Знать/понимать:

смысл понятий:

геоцентрическая и гелиоцентрическая система, Солнечная система, Галактика, Вселенная;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации;

характеризовать особенности методов познания астрономии,

использовать:

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук.

Устный опрос.

§1, вопросы

2

Наблюдения – основа астрономии.

Особенности астрономии и ее методов. Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемонические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики.

Тест

§2, вопросы

Практические основы астрономии (5 ч)

Основная цель - уметь : находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; описывать и объяснять : различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил.

3

Звездные карты. Звезды и созвездия. Небесные координаты.

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.

Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Экваториальная система координат, точки и линии на небесной сфере.

Знать/понимать:

смысл понятия :

видимая звездная величина

уметь :

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

описывать и объяснять :

различия календарей,

условия наступления солнечных и лунных затмений,

фазы Луны,

суточные движения светил.

Устный опрос.

§3-4, вопросы на стр. 22, выучить расположение основных созвездий и звезд Северного полушария, индивид. презентации

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Высота полюса мира над горизонтом. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат.

Устный опрос.

Работа с картой звездного неба.

§5, вопросы

5

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

Движение Земли вокруг Солнца. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Продолжительность дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года.

Тест

§6, вопросы

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.

Устный опрос.

§7-8, вопросы

7

Время и календарь.

Время и календарь.

Устный опрос.

§9, вопросы

Методы астрономических исследований (2 ч)

Основная цель - уметь : приводить примеры использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа.

8

Методы астрофизических

исследований.

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты.

Знать/понимать:

смысл понятия:

спектральная классификация звезд

уметь:

приводить примеры использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа.

Устный опрос.

конспект

9

Спектральный анализ.

Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Устный опрос.

конспект

Строение Солнечной системы (7 ч)

Основная цель - уметь : приводить примеры: использования методов исследований в астрономии, характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны на любую дату и время суток для данного населенного пункта; получения астрономической информации с помощью космических аппаратов.

10

Развитие представлений о строении мира.

Структура и масштабы Солнечной системы. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Знать/понимать:

смысл понятия:

Солнечная система, спутник, противостояние и движения планет, планета;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: использования методов исследований в астрономии,

характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел,

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны на любую дату и время суток для данного населенного пункта; получения астрономической информации с помощью космических аппаратов.

Устный опрос.

§10, вопросы

11

Конфигурации планет. Синодический период.

Конфигурация и условия видимости планет. Синодический и сидерический периоды обращения планет.

Устный опрос.

§11, вопросы

12

Законы движения планет Солнечной системы.

Законы движения планет Солнечной системы. Небесная механика. Законы Кеплера.

Физический диктант

§12, вопросы

13

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.

Решение задач

§13, вопросы

14

Практическая работа с планом Солнечной системы. Открытие и применение закона всемирного тяготения.

Открытие и применение закона всемирного тяготения. Определение масс небесных тел. Приливы.

Работа с планом Солнечной системы

§13-14, вопросы

15

Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе.

Движение искусственных небесных тел.

Устный опрос.

§14, вопросы

16

Контрольная работа по теме «Строение Солнечной системы».

см. уроки 10-15

Контрольная работа

§10-14

Природа тел Солнечной системы (1 ч)

Основная цель - уметь .

17

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Происхождение Солнечной системы.

Знать/понимать:

смысл понятий:

солнечная система;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

уметь: характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы.

Устный опрос.

§15-16, вопросы

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Астрономия» 11 класс (1 час в неделю) на 2018-2019 учебный год

Природа тел Солнечной системы (5 ч)

Основная цель - уметь : характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы .

1

Земля и Луна – двойная планета.

Система Земля - Луна.

Знать/понимать:

смысл понятий:

солнечная система;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета;

уметь: характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы.

Устный опрос.

§17, вопросы

2

Две группы планет. Природа планет земной группы.

Планеты земной группы.

Физический диктант.

§15, 18, вопросы

3

Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

Основные характеристики парникового эффекта, условия его возникновения.

Устный опрос.

конспект, упр. 14

4

Планеты гиганты, их спутники и кольца.

Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов.

Физический диктант.

§19, вопросы

5

Малые тела Солнечной системы.

Малые тела Солнечной системы. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Физический диктант.

§20, вопросы

Солнце и з везды (6 ч)

Основная цель - уметь : вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек новых и сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

6

Солнце: его состав и внутреннее строение.

Состав и строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы.

Знать/понимать:

смысл понятий:

звезда, светимость , парсек, световой год, паралакс, спектральная классификация звезд, видимая звездная величина;

уметь:

вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

описывать этапы формирования и эволюции звезды;

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Устный опрос.

§21(1-3), вопросы

7

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

Влияние солнечной активности на Землю. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Устный опрос.

§21(4), вопросы

8

Физическая природа звезд.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Определение расстояния до звезд, параллакс. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности.

Физический диктант

§22, 23(1-2), вопросы

9

Переменные и нестационарные звезды.

Двойные и кратные звезды. Определение массы звезд. Переменные и нестанционарные звезды.

Устный опрос.

§23-24, вопросы

10

Эволюция звезд.

Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Устный опрос.

§24, вопросы

11

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

см. уроки 6-10

Проверочная работа

§15-24

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Основная цель - уметь : использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях .

12

Наша Галактика.

Состав и структура Галактики. Звездные скопления и ассоциации. Межзвездный газ и пыль.

Знать/понимать:

смысл понятий :

Галактика, размеры Галактики,

Вселенная, реликтовое излучение, Большой Взрыв,

черная дыра;

уметь :

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Устный опрос.

§25(1,2,4), вопросы

13

Наша Галактика.

Вращение Галактики. Строение и эволюция Вселенной.

Устный опрос.

§25(3), 28, вопросы

14

Другие звездные системы – галактики.

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.

Тест

§26, вопросы

15

Космология начала ХХ века. Основы современной космологии.

Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Основы современной космологии. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Темная энергия и ее характеристики. Реликтовое излучение.

Устный опрос.

§26-27, вопросы

16

Итоговая контрольная работа

см. уроки 1-15

см. уроки 1-15

Итоговая контрольная работа

§1-28

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Основная цель - уметь : рассуждать на тему «Одиноки ли мы во Вселенной», используя знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во вселенной, условия, необходимые для развития жизни.

17

Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Ранние идеи существования внеземного разума. Биологические теории возникновения жизни. Уникальность условий Земли для зарождения и развития жизни. Методы поиска планет, населенных разумной жизнью. Перспективы развития идей о внеземном разуме и заселении других планет.

Уметь:

рассуждать на тему «Одиноки ли мы во Вселенной», используя знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во вселенной, условия, необходимые для развития жизни.

Устный опрос.

§28, вопросы

18

Экскурсия в планетарий.

Экскурсия в планетарий.

Устный опрос.

конспект