Рефераты Изложения История

 История становления и традиции офицерского корпуса Русской армииий.  История становления и традиции офицерского корпуса Русской армииий Офицерский корпус русской армии

Традиции - это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем. Другими словами традиция - это разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и повторяемостью из поколения в поколение.

С точки зрения социальной роли, говорил А.С. Макаренко, традиции - это “социальный клей”, который соединяет воедино разрозненные территориально, но однородные по своему составу и социальному назначению единицы. Это соединение осуществляется посредством следующих составных элементов традиций.

Основные понятия идей и взглядов, которые культивировались в офицерской среде и сформулированы выдающимися военными деятелями и мыслителями прошлого, сводятся к следующим положениям:

·Родина - святое и важное понятие для человека, особенно офицера. Он готов отдать для ее благополучия, процветания и независимости все. Нет больше чести, “как положить душу за други своя...”

· Закон для офицера свят и нерушим. А его исполнение - высочайший долг.

·Войско, крепко спаянное дисциплиной, на войне представляет собой организованную массу, девиз которой “Победить или умереть”.

· Хочешь мира - готовься к войне. Хочешь побед - учись в мирное время!.. Готовить себя к войне поздно на поле сражения!

·Не так важно уничтожить врага, как подорвать его уверенность в силах, заставить прекратить борьбу, подчинить своей воле.

· Не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовстве, унижающих солдата.

·Мы должны все время помнить, что окружены врагами... У России только два союзника - ее Армия и Флот.

В русской армии было единство взглядов офицеров по ряду принципиально важных позиций, которые касались вопросов чести, долга, товарищества и достоинства офицерского звания.

Вот некоторые из них.

  1. Офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек. Лица, не отвечающие этим требованиям, должны быть удалены из офицерского корпуса.
  2. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности, взаимной поддержке и выручке.
  3. Старший по званию или по должности начальник - такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью.
  4. Офицер стоит на страже общенациональных интересов, безопасности и покоя сограждан, независимо от того, к какому слою общества они относятся.
  5. Офицер не имеет права участвовать в политической или классовой борьбе. Основная политическая линия офицера - безусловная поддержка законной власти.
  6. Для русского офицера подчиненные - это его ближайшие соратники, которые нуждаются в наставлении, помощи, поддержке, понимании. “Не торопитесь заключать, что если вас не понимают, то потому, что неразвиты, - отмечал генерал М.И. Драгомиров, - проверьте лучше себя, доразвились ли вы сами до того, чтобы всякий вас понимал”.

Следующие четыре элемента традиций, рассмотрим через устоявшиеся общепринятые нормы поведения и действия офицеров в различных видах деятельности: боевой, служебной и бытовой.

Боевые традиции русских офицеров:

^ Без колебаний идти в бой, не дрогнув перед опасностью и смертью. Так, командир пехотного корпуса в Отечественную войну 1812 г. генерал Д.С. Дохтуров, совершенно больной, мчался защищать Смоленск со словами: “Лучше умирать на бранном поле, чем в постели”.

^ Воевать достойно и достойно умереть. Подтверждение этому положению - пример с генерал-майором Я.П. Кульневым, командиром кавалерийского отряда. Ему во время войны с наполеоновской армией, в сражении под Клястицами, ядром оторвало ноги. Упав с лошади, он сорвал с шеи крест Св. Георгия, бросил его окружившим со словами: “Возьмите! Пусть неприятель, когда найдет труп мой, примет его за труп простого рядового солдата и не тщеславится убитием русского генерала”.

^ Постоянная бдительность. Еще Владимир Мономах в своем “Поучении” говорил: “На войну выходя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает”.

^ Необыкновенное благородство, умение подавить в себе честолюбие в минуты опасности для Родины. В 1813 г., после смерти фельдмаршала М.И. Кутузова, главнокомандующим стал граф Витгенштейн. Три стар­ших, более опытных генерала были обойдены этим назначением, но беспрекословно, подавив в себе честолюбие, выполнили свой воинский долг.

^ Верность присяге, отсутствие всякой мысли об измене, плене и т.п. Примеров этому множество. Вот один из них. Майора Юрлова, начальника инвалидной команды, Пугачев хотел переманить на свою сторону, но тот ответил отказом, за что разбойник повесил его.

^ Отсутствие боязни перед вышестоящим начальником. Князь Голицын, будучи дважды отбитым при штурме крепости Шлиссельбург, получил приказание царя немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра же слетит с плеч. Но не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще сослужит службу, и третьим приступом взял крепость.

Таким образом, вышеперечисленные действия русских офицеров в боевых условиях свидетельствуют об их верности присяге, преданности воинскому долгу, достоинстве, благородстве, смелости и чести. Они должны служить современным офицерам ВС РФ образцом для подражания и духовным ориентиром.

Наряду с множеством прекрасных боевых традиций русских офицеров достойны подражания и их служебно-бытовые традиции. Рассмотрим некоторые из них.

^ Верность своему слову. Данное положение свидетельствовало о том, что слово офицера должно быть залогом правды, а ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в честность офицера, бесчестят его звание и не могут быть терпимы.

^ Уважение законов государства. Офицер, будучи человеком государственным, должен уважать законы государства и личные права каждого гражданина.

Мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни. Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру.

Разборчивость в выборе друзей, знакомых, определение круга общения. Офицер должен бывать только в таком обществе, где господствуют добрые нравы. Ему нельзя забывать, что на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания, необходимо воздерживаться от действий, которые могут бросить хотя бы малейшую тень на корпус офицеров.

^ Преданность военной форме. Русские офицеры носили форму на службе, вне службы, дома, в отпуске. И это постоянное пребывание в мундире было непрестанным напоминанием офицеру, что он всегда находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии, что свидетельствовало о немедленной готовности обнажить его для утверждения чести и славы Родины.

^ Публичная вежливость. Поведение в общественных местах согласно традициям русских офицеров обязывало почитать старших по званию и должности.

Отцовская заботливость о солдате. “Офицеры суть солдатам, яко отцы детям” (Петр I); “Слуга царю, отец солдатам” (А.С. Пушкин).

^ Забота о пристойности брака. Офицеру нельзя было жениться, не спросив разрешения на это командира полка и согласия общества офицеров полка.

Офицеры были обязаны вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству. Например, офицер не имел права ходить в трактиры и рестораны 2-го и 3-го класса, занимать места в театрах далее 5-го ряда и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что традиции пронизывали все сферы жизни и деятельности русского офицерского корпуса и являлись моральным законом их поведения в боевых условиях, в службе и в быту.

Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь - его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Священный долг офицера сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать прекрасные поступки, великие дела, ратные подвиги.

Честь - это высшее духовное благо армии. Истинная честь заключается в самоотверженном, доблестном служении во имя высших государственных интересов и общего блага страны. Она выражается в преданности, готовности жертво­вать жизнью во имя Отечества, в неколебимом мужестве, презре­нии к опасности, в правдивости, честности и скромности. Стремление не уронить чести побуждает офицеров быть цветом нации, приобретать особо ценные и ценимые качества.

Русский офицер - профессия идейная, ее основа - призвание. Офицерский корпус - особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой. Духовные ценности, единое мировоззрение офицерской корпорации, ее вековые традиции нашли свое отражение в кодексе чести русского офицера, основные положения которого предлагается рассмотреть.

Долг чести обязывает русского офицера:

1. Знать и любить Россию, быть благородным гражданином и патриотом, служить Отечеству верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних угроз, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями.

2. Сохранять верность присяге, знамени, ни при каких условиях не допускать измены и предательства; сознавать личную ответственность за оборону государства, состояние вооруженной силы, развитие военного дела.

3. Постоянно следовать примерам великих предков, опираться на их заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления армии, развития офицерского корпуса.

4. Неукоснительно следовать девизу “Жизнь - Отечеству, Честь - никому!”; оберегать и защищать достоинство офицерского звания, личную честь, честь армии и государства.

5. Неустанно культивировать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным. Воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, физическую ловкость и другие воинские добродетели.

6. Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, расширять культурный кругозор.

7. Знать государственные законы и воинские уставы, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, во благо интересам службы и государства.

8. Учить войска тому, что необходимо на войне; овладевать военным искусством в суворовском духе; непрестанно повышать свой образовательный уровень, “не могу знать” и невежество не могут быть терпимы в офицерской среде.

9. Добиваться побед “малой кровью”, сражаться мужественно и храбро (не забывая о благоразумии); словом, личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отчаиваться при поражениях, а использовать их опыт на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно.

10. Предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью; проявлять человеколюбие и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению; не допускать неоправданных разрушений, мародерства, грабежей.

11. Войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти - трусость и малодушие должны быть чужды офицеру.

12. Искусно управлять войсками, сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, строить отношения с ними на основе доверия и взаимоуважения; не допускать формирования и переноса в гражданскую среду негативного образа армии.

13. Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных, но их идейным вдохновителем, властелином солдатских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, вла­деть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих армию антигосударственных и пацифистских учений.

14. Крепить офицерское боевое братство, ни словом, ни делом товарищам бесчестия не чинить, в любви, мире и согласии пребывать, по достоинству уважение оказывать; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков.

^ 15. Неукоснительно соблюдать ритуалы и обряды, поднимающие престиж офицерского звания, содействующие воспитанию воинской чести.

16. Свято чтить Боевое Знамя воинской части как “душу армии”, символ чести и доблести защитников Родины. Вручение знамен и штандартов - высшее поощрение, утрата Боевого Знамени - преступление и позор.

17. Почитать награды - свидетельства подвигов, боевых отличий и воинских заслуг; ревностно относиться к отданию воинской чести - символу единения военнослужащих, к мундиру и знакам отличия; гордиться формой и принадлежностью к своему роду войск.

^ 18. Соответствовать высокому этическому стандарту, заботиться о чистоте своей репутации и всего офицерского корпуса; быть верным своему слову.

19. В гражданском обществе и в военной среде соблюдать приличие и правила этикета; быть достойным; не допускать бесчестных поступков; уметь вести беседу и спор; держаться просто, естественно, без фатовства, избегать скандалов; по отношению к дамам быть вежливым, внимательным, учтивым, галантным, как подобает офицеру - рыцарю и джентльмену.

20. Воздерживаться от отрицательных привычек, которые могут бросить даже малейшую тень на офицерское звание; избегать доносительства, клеветы, распространения слухов, бахвальства, распутства, пьянства, бранных слов, участия в азартных играх, финансовых спекуляциях, политической борьбе.

Таким образом, можно заключить, что “Кодекс чести русского офицера” - это свод моральных и этических норм, который впитал в себя все лучшие многовековые традиции русских офицеров. Он, несомненно, актуален и для офицеров Вооруженных Сил России, являющихся продолжателями традиций русского офицерства.

Значение традиций состоит в том, что они способствуют формированию единства и сплоченности офицерского корпуса, заставляют людей, вливающихся в его состав, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения, требуют его очищения от тех лиц, которые не следуют традициям или нарушают их.

Высокий дух, которым наполнены традиции, рождает в душах военнослужащих чувство гордости за принадлежность к российскому воинству, побуждает их к самосовершенствованию, достижению идеала.

Достойными преемниками высоких боевых и моральных качеств русских и советских офицеров является нынешний офицерский корпус Вооруженных Сил РФ. История не раз доказывала нам, как мгновенно развязываются войны и конфликты и как тяжко расплачивается та из сторон, которая в мирное время не сумела подготовиться к ним, чьи армия и офицерский корпус не готовы к тяжелым испытаниям.

Используемая литература:

1. Акиндинов В. История становления и традиции офицерского корпуса русской армии «Ориентир № 3 2001 г.

2. Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М.: Воениздат, 1993.

3. Драгомиров М.И. Избранные труды. – М., 1956.

4. Кедрин С.Е. Русский воин. – М., 1989.

5. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. – М., 1946.

6. Суворов А.В. Наука побеждать (Хрестоматия по русской военной истории).

7. Офицерский корпус русской армии (Российский военный сборник. Вып. № 17. – 2000. подполковник И. Грунтовский, преподаватель Военно-инженерного университета.

СОДЕРЖАНИЕВведение

РУССКОЕ ОФИЦЕРСТВО

А.Редигер, А.Добровольский, В.Муромский. Офицер
Определение. — Возникновение корпуса офицеров в Западной Европе. — Значение офицеров для армии. — Обязанности. — Порядок чинопроизводства — Служба по призванию. — Офицерский корпус России. — Требования М.Драгомирова.

Н.Глиноецкий. Исторический очерк развития офицерских чинов и системы чинопроизводства в русской армии
Значение чинопроизводства. — Градация военных чинов, установленная Петром I при учреждении постоянных войск. — Баллотировка. — Производство за отличие. — Служба в гвардии. — Послепетровские преобразования.

Н.Морозов. Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений
Введение. Русская армия эпохи наполеоновских войн. — Наследие екатерининского века. — Вожди нашей армии в наполеоновскую эпоху. — Русская армия эпохи «плац-парада». — Гатчинский отряд. — Реформы Императора Павла I. — Военный режим в первую половину царствования Императора Александра I. — Военный режим после 1814. — Заключение о новой системе. — Выводы.

П.Режепо. Офицерский вопрос в начале ХХ века
Статистика генералов . — Численность. — Возраст. — Служба строевая и нестроевая. — Образование. — Титул. — Религия. — Боевой опыт. — Статистика полковников. — Численность. — Возраст. — Образование. — Боевой опыт. — Командиры частей. — Роль офицеров . — Численность и состав корпуса офицеров. — Уход на нестроевые должности. — Уход в невоенные ведомства с сохранением мундира. — Подготовка к офицерскому званию. — Военные академии. — Заключение.

Е.Месснер, С.Вакар, Ф.Вербицкий и др. Российские офицеры
Предисловие. — Было ли офицерство сословным? — Было ли офицерство кастовым? — Офицерство и режим. — Карьера офицера. — Служба офицера. — Финансовое положение офицера. — Духовный облик офицерства.

ИСКУССТВО КОМАНДОВАНИЯ

А.Апухтин. Командный состав армии
Французский писатель Андре Гавэ о роли офицера-начальника — Командование. — Профессия офицера. — Принципы командования. — Основные качества начальника. — Воинский дух — источник силы армии. — Назначение корпуса офицеров — быть очагом жизнеспособности армии. — Практические приемы командования. — Заключение.

Я.Червинка. Военная карьера у нас и за границею
Офицер должен подняться на высшую точку социального самосознания и доблести. — Развитие патриотизма. — Разница между нашим и заграничным корпусом офицеров. — Корпоративное сближение офицеров. — Неподготовленность к практической жизни молодых офицеров. — Товарищеские начала. — Аттестации. — Способности. — Браки. — Служба военному делу. — Офицеры и общество. — Унтер офицеры. — Воспитание в военных училищах.

Н.Корф. О воспитании воли военачальников
Духовная сторона на войне. — Неумение решать и решаться. — Страх как главная отрицательная эмоция. — Виды страха. — Чувство мощи. — Уверенность в себе. — Чувство соревнования. — Самоуважение и гордость. — Уважение к начальнику. — Требования к военной системе с точки зрения воспитания воли. — Заключительные выводы.

Г.Ладыженский. О командном составе армии и системе его подбора
Идеал военачальника. — Черты военного гения Суворова. — Аттестации. — краткая история духовной и умственной жизни каждого.

Э.Свидзинский. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии
Успех деятельности армии зависит от офицеров. — Стремление к развитию военного искусства, усовершенствованию военного дела. — Изучение последних войн. — Стремление к самообразованию и усиленному труду для общего дела. — Долг и честь. — Военное дело основывается на практических началах. — Корпорация. — Офицерские собрания и суды чести.

М.Драгомиров. Что нужно офицеру в нравственном отношении, чтобы сформировать солдата?
Твердость в основах. — Преданность военному делу. — Забота о подчиненных. — Правильное отношение к приказанию. — Единство взглядов на задачи образования и воспитания. — Законность. — Способность управлять.

А.Деникин. Начальники и подчиненные
Роль личности офицера. — Суворов и Паскевич. — Телесные наказания. — Законность и человечность. — М.Драгомиров. — Мевес. — Забота о подчиненных со стороны Куропаткина.

А.Свечин. Офицеры полка в боевой обстановке
Командир полка. — Чувство ответственности — первая предпосылка успешного командования. — Значение молодости. — Кадровые офицеры. — Прапорщики — Офицеры, произведенные из фельдфебелей и сверхсрочных унтер-офицеров. — Занятия с офицерами.

В.Флуг. Высший командный состав
Взгляд на войну. — Военная энергия. — Характеристика русского высшего командного состава. — Каким должен быть военный вождь. — Воспитание высшего командного состава. — Подбор высшего командного состава. — Лучше иметь мало офицеров, но превосходного качества.

ВОЕННЫЙ РЕНЕССАНС

П.Махров . Современная война и высшее командование
Неподготовленность высшего командного состава как причина поражения в Японской войне. — Случайные люди на высших постах. — Отсутствие инициативы. — Робость. — Авторитет власти, ума, боевого опыта. — Необходимость ценза. — Управление войсками при помощи корпуса офицеров.

А.Розеншильд-Паулин . Строевая армия
Военная служба как профессия. — Офицерское сословие как профессиональная каста. — Отбор в корпуса и училища. — Офицерские занятия. — Курсы. — Все преимущества — строевым офицерам. — Идейность, а не мелочное обучение. — Унтер-офицеры.

Н.Морозов. К вопросу обновления армии
Сила нашей армии не в солдате, а в офицере. — Обратите внимание на офицера. — Подальше от строя. — Содержание подготовки офицера. — Воспитание офицера. — Примат боевой подготовки. — Офицерское дело. — идейное.

А.Куропаткин. Меры по улучшению командного состава армии
Командный состав армии зависит от общего уровня духовных сил нации. — Сделать военный мундир заманчивым. — Отбор лучших. — Армия существует для войны. — Военный мундир только для тех, кто служит в армии. — Материальное положение корпуса офицеров. — Недостатки военной иерархии. — Программа оздоровления.

Е.Мартынов . Назревшие реформы
Особое значение корпуса офицеров для русской армии. — Служба без призвания. — Под постоянной опекой. — Хамство начальников по отношению к подчиненным. — Плачевное состояние офицерского вопроса. — Необходимые реформы.

А.Мариюшкин. По вопросу об офицерских занятиях
Тактические занятия до сих пор носят нудный характер. — В области ратного дела необходимо постоянно учиться. — Храбрость и умение. — Армия — вечный часовой. — Постоянное совершенствование. — Широта знаний. — Военная игра. — Стремление вперед и постоянная готовность.

А.Аничков. Офицерский вопрос в современной армии
Необходимость для армии доблестного офицерского корпуса. — Расширение института подпрапорщиков. — Создание типа офицера — фанатика своего дела. — Воспитание и развитие будущих офицеров.

П.Краснов. Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров?
Любовь к своему делу, к военной службе. — Лучшие из лучших должны быть офицерами-воспитателями в училищах. — Чему должен быть научен молодой офицер.

Н.Португалов . Этика офицера
Имя офицера так же высоко, как доктора или священника. — Достоинство. — Знать границу в поведении. — Неприкосновенность. — Отечество должно глубоко любить и уважать своих офицеров, а офицеры должны быть великими мастерами своего дела.

Л.Толстой . Жизненные задачи русского офицера
Всякая борьба должна быть разумной. — Важное значение русского офицерства. — Необходимые офицеру добродетели. — Солдатское воспитание должно быть всей жизнью офицера. — Просвещенный офицер. — Служить благу России через армию.

М.Меньшиков. Офицеры — душа армии
Остановите бегство офицеров из армии! — Система мер. — Пора трезветь. — Ответственный пост офицерства. — Чрезвычайная высота офицерского долга. — Военные и штатские. — Офицер не может быть побежден. — Реформа военной школы. — Укрепление военного духа. — Офицерский корпус. — Офицер-рыцарь, профессионал своего дела. — Война и здравый смысл. — Подбор талантов. — Сбросить гипноз схоластической военной школы.

А.Дрозд-Бонячевский. «Поединок» Куприна с точки зрения строевого офицера
Рознь между нацией и армией. — Отчуждение офицера от общества. — Внепартийность. — «Рекрутчина». — Священный долг офицера. — Ответственность за подчиненных. — Дефекты в офицерской среде. — Особое значение профессии офицера. — Воспитание, обучение, военный режим. — Готовить исключительно людей, проникнутых военными началами. — Отказ от рутины. — Воспитательное значение части. — Апостольство офицера.

М.Галкин. Новый путь современного офицера
Не только учитель, но и воспитатель армии, «подвижник». — Нравственный облик офицера. — По ложному пути. — Миссия офицера: подготовка к войне и воспитание. — Значение военной школы.

А. Дмитревский. Идеал офицера
Быть «рыцарем без страха и упрека». — Развивать чувство долга. — Дух уныния. — Нет заботы о складывающемся мировоззрении. — Симптомы отсутствия идеала офицера. — Не дорожат высотой своего офицерского звания. — Лучше нарушения в форме, чем унижение достоинства офицера. — Необходимость солидарности в среде офицеров. — Только солидарность может создать бойцов. — Бегство офицеров из армии. — Нет веры в высоту офицерской миссии. — Без идеала корпус офицеров недолговечен.

СЛУЖЕНИЕ РОССИИ

А.Сурнин. Роль офицерства в военном воспитании
Воспитание как работа исключительно офицерская. — Нравственное влияние. — Слияние армии с народом. — Новый тип воина-гражданина. — Нужна выдающаяся энергия. — Посредственности не должно быть в офицерской среде. — Способность к подвигу. — Подвижничество. — Напрасно думают, что офицером может быть всякий. — Военный патриотизм.

Л.Комеровский . Лучшие люди
Зарождение офицерства. — Сословный принцип. — От вербовки к повинности. — Кадровая армия и ее гибель. — Белое дело.

А.Круговской. Русский офицер
Верность Родине. — Белая офицерская армия. — Вера офицеров в возрождение России.

Н. Колесников . Война и офицеры
Они были лампадами Духа. — Великое служение Родине. — Безумные люди в тылу. — Расширение революции. — «Долой войну». — Святотатство. — «Вперед, господа офицеры!»

А.Мариюшкин. Трагедия русского офицерства
Значение командного состава для народа и армии. — Сердце армии. — Жертвы войны. — Несправедливость по отношению к русскому офицерству в 1917-1923 гг. — Нетерпимое отношение общества к офицеру. — Мастера ратного дела. — Вне закона: травля офицеров в периоды революций. — За что «плюнули в душу» офицеру? — Самоистребление офицеров в Гражданскую войну. — Судьба офицера. — Победить себя, освободить Родину.

А.Керсновский. Наш будущий офицерский корпус
Офицерский корпус — душа и носитель идеалов армии. — Необходимость отбора. — Поднятие престижа офицера в обществе. — Кадр воспитателей народа. — Гвардия. — Генеральный штаб. — Академия Генерального Штаба — рассадник просвещения армии. — Роль полков в воспитании офицеров. — Унтер-офицеры. — Офицеры запаса.

Е.Месснер. Современные офицеры
Войны современной цивилизации. — Командиры хаоса и их разновидности. — Галопирующая эволюция военного дела. — Консерватизм офицерства. — Техническое воевание. — Иррегулярное воевание. — Регулярное воевание. — Военная техника и офицерское образование. — Дух офицера в материалистическую эпоху. — Этическая база офицерского духа. — Приказ и совесть. — Путь современного офицера.

УРОКИ ИСТОРИИ

Офицер — профессия идейная. А.Каменев
Офицерское призвание, апостольство и подвижничество. — «Велика, почетна и трудна роль офицера». — Патриотизм. — Воспитание в военном духе. — Честь, долг, совесть. — Самолюбие и честолюбие. — Высокая волевая подготовка. — Идейность. — Офицерская корпорация и традиции офицерского корпуса . — Требования к офицерской корпорации. — Единство взглядов по принципиальным вопросам. — Боевые и служебно-бытовые традиции. — Духовное наследие российской армии. — Офицерская тема в отечественной военной литературе.

Грехи и достоинства офицерства в самосознании русской военной эмиграции. И.Домнин
Корпус офицеров в зарубежном рассеянии . — Характеристика. — Утрата социального статуса. — Военная культура Русского Зарубежья. — Стремление к корпоративному единству. — Офицерская разобщенность. — Касты Гвардии и Генштаба в Императорской армии. — Политическая растерянность офицерства в 1917 году. — Офицерский раскол. — Завет единства. — Необходимость военного профессионализма . — Юденич как образец военного профессионала. — Упущения высшего командного состава. — «Военная энергия» и интеллигентность как черты и условия профессионализма. — Офицерская этика. — Возвышенность морали. — Кодекс офицерской этики. — Вывод.

Российское офицерство как служилое сословие. С.Волков
Создание Петром Великим российского офицерства. — Общая характеристика офицерского сословия . — Три периода в истории офицерского корпуса русской регулярной армии. — Количество и социальный состав офицерства. — Дворянский статус офицера. — Офицерский корпус как элита Российской империи. — Семейная традиция. — Офицерство накануне и в ходе Первой мировой войны. — Трагическая судьба и статистика . — Офицерство — ядро Белого движения. — Численность офицеров в Белой и Красной армиях. — Возрождение офицерства на национально-государственных основаниях .

Заветные идеалы русского офицерского корпуса. А.Савинкин
Значение исторической преемственности. — Опора на духовную силу предков. — Предстательство за Россию — отечественность. — Высокое звание и призвание русского офицера. — Образ офицера в творчестве А.С. Пушкина. — А.И. Бибиков. — Полководческие способности офицера. — Победоносность. — «Не сословие, не каста, а корпус слуг России». — Дворянский дух. — Рыцарственное служение — путь чести. — Офицер как подлинный дворянин и рыцарь. — Честь всего дороже. — Пример А.В. Суворова. — Военный орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия. — Храбрость. — Дуэль. — «Быть рыцарем, не имея знаков рыцарского достоинства, — лозунг современного офицера». — Благородство и гуманность. — «За други своя». — Белая гвардия. — С честью носить название Армии. — Помни войну! — Особый военный патриотизм. — Преданность интересам дела. — Воинственность. — Готовность к будущим войнам: взгляды А.В. Суворова, М.Д. Скобелева, Н.Н. Обручева, А.В. Колчака, А.А. Свечина и др. — Учить войска тому, что необходимо на войне. — Гвардейский обычай. — Практическая военная школа. — Духа не угашайте. — Идеальные качества командира. — Бездушная система командования. — Привлекательность службы, воинская вежливость и другие меры решения офицерского вопроса. — Принцип самостоятельности и инициативы частных начальников на войне и в мирное время: пример немцев и уроки К. Войде. — Русский офицер служит не за деньги, но его ратный труд должен достойно вознаграждаться. — Берегите офицера! — «Надежнейшая из ценностей». — Речь А.И. Деникина на офицерском съезде. — Упразднение офицерского корпуса. — Репрессии. — «Души в кандалах». — Восстановление офицерской преемственности и офицерского звания в годы Великой Отечественной войны. — Неусвоенные уроки. — Новая армия старых заветов.

«Духовная дружина» русского офицерства; краткие сведения об авторах работ, представленных в сборнике

Вместо заключения. Кодекс чести российского офицера

ВВЕДЕНИЕ

Россия традиционно держалась Армией и Флотом, которые по праву считались ее самыми надежными союзниками и заступниками. И сегодня Вооруженные Силы по-прежнему являются важнейшим элементом системы национальной безопасности. В XXI веке их мощь будет определяться не только технической оснащенностью, выучкой личного состава, моральным духом войск, но и образованностью, искусством командного состава. Нельзя забывать, что российский офицерский корпус с его традицией служения был и остается душой армии, ядром военной организации, главной государственно-охранительной силой. От патриотизма и профессионализма офицеров в значительной степени зависят судьба Отечества, предотвращение войн и победы, будущее российской вооруженной силы.
Корпус офицеров русской армии является историческим предшественником современного офицерства, родоначальником его важнейших традиций, творцом уникальных нравственных ценностей, доставшихся нам в наследие. Он был вызван к жизни реформами Петра I и сформировался под влиянием духа Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Михаила Скопина-Шуйского, Михаила Воротынского, других князей и воевод, воплотивших в себе лучшие качества русского воинства. Навсегда останутся в памяти потомков славные победы великих полководцев и флотоводцев: Петра Великого, П. Румянцева, А. Суворова, М.Кутузова, Ф.Ушакова, Д.Сенявина, М.Лазарева. Ими, их соратниками и учениками — П.Багратионом, А.Ермоловым, И.Гурко, М.Скобелевым, М.Черняевым, П.Нахимовым, В.Корниловым, С.Макаровым и другими, — создавались регулярная вооруженная сила, самобытная «наука побеждать», утверждались высокие понятия об офицерском звании.
Служение России (отечественность) — путеводная идея русского офицерства. Это служение выходило далеко за рамки военного дела, проявлялось в государственной и общественной сферах, в области науки и культуры. Офицерами были все российские императоры. Погоны носили многие знаменитые поэты и писатели, композиторы и художники. Велик вклад офицеров в развитие географии, геодезии, статистики и других наук.
Вожди армии — выдающиеся офицеры — играли исключительную роль в смутные времена и годины испытаний. «В трудные и опасные минуты исторической жизни общество всегда простирает руки не к ораторам или журналистам, не к педагогам или законникам, а к людям силы, к людям, повелевать умеющим, принуждать дерзающим!» — писал в этой связи выдающийся мыслитель Константин Леонтьев.
Служить русский офицер всегда стремился по призванию. Чувствуя в своей душе священный огонь патриотизма, он проникался «религией войны, поэзией военного дела». Образование он получал не только в стенах кадетских корпусов, училищ и академий, не только из книг черпал военные знания. Подлинной кузницей офицерства с момента своего создания стала лейб-гвардия, при Петре I и его ближайших преемниках непрестанно участвовавшая в боях. Именно из рядов этого отборного войска первоначально комплектовался офицерский корпус. Он закалялся в огне военных кампаний и походах, многочисленных войнах: от Северной до Великой (как называли прежде Первую мировую).
Особенно плодотворной оказалась кавказская школа русской армии, всегда опиравшаяся на суворовские заветы. Через нее в XIX веке прошли тысячи офицеров. Она подняла на новую высоту таких блестящих генералов, как В.Гуляков и И.Лазарев, П.Котляревский и А.Ермолов, Н.Евдокимов и Я.Бакланов, А.Барятинский и Д.Милютин. «Кавказские» традиции возрождаются на рубеже XX и XXI веков, когда России в очередной раз приходится отстаивать свою территориальную целостность, искоренять терроризм и бандитизм на своих южных рубежах.
В XX веке на долю офицерства выпало пережить внутренний раскол, участвовать в Гражданской войне, испытать гонения, эмиграцию, репрессии. Но и в этой трагедии проявилась благородная личность русского офицера, высветились его высокие нравственные качества: готовность к самопожертвованию но имя Родины, любовь к военному делу, работа на будущую российскую армию. Позже, в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вновь возродились боевые традиции русского офицерства, было восстановлено само звание офицера, упраздненное в 1917 году Это стало мощным стимулом в достижении Великой Победы
Помимо боевых вождей русский офицерский корпус выдвинул целую плеяду вождей идейных, блистательных военных умов. Достаточно вспомнить А.Хатова. П.Пестеля. Д.Милютина, Р.Фадеева, М.Драгомирова, Н.Обручева, Г.Леера, Н.Михневича, Д.Масловского, А.Мышлаевского, А.Геруа, А.Баиова, Е.Мартынова, Н.Головина, А.Незнамова, А.Свечина... Их творчество привело к созданию классической русской военной мысли, капитал которой велик и бесценен, но, к сожалению, все еще недостаточно нами усвоен.
Наследие русского офицерства необходимо изучать по существу, использовать для укрепления духа и решения современных проблем. Недопустимо, когда наши военные классики, идейные вожди, такие, например, как Николай Обручев, Карл Войде, Александр Свечин, в большей степени ценятся за границей, а на Родине их представляют «русскими Клаузевицами» или «русскими Мольтке». Не следует также уподобляться царскому военному министру Ванновскому, который с гордостью сообщал о том, что 35 лет после академической скамьи не держал в руках военной книги».
Военное дело, все более усложняясь, требует не только опыта, но и обширных знаний. Чтобы не отстать, необходима постоянная тренировка ума. Результаты военной реформы сегодня во многом зависят от идейного багажа, уровня подготовки и позиции командных кадров. Немалый интерес в этой связи может вызвать предлагаемый выпуск «Российского военного сборника», посвященный важнейшему вопросу военного строительства — офицерскому.
Проблемы офицерства и старой, и новой армии чрезвычайно созвучны. Через знание, воспитание, заветы и традиции необходимо унаследовать дух и ценности предшествующих поколений, восстановить офицерскую преемственность, вернуть звание офицера на должную высоту Нужно, чтобы служение России в офицерском мундире было делом чести, чтобы офицер знал и чтил свой исторический кодекс чести и, вслед за одним из героев Валентина Пикуля, мог с гордостью говорить: «Я, русский офицер, честь имею!»

Составители

РЕЦЕНЗИИ

Илья Кедров
С надеждой на «военный ренессанс»

НГ-НВО от 20.10.2000 г.


Известный военный историк и публицист русского зарубежья Антон Керсновский писал, что «всякая армия стоит того, чего стоят ее кадры, ее офицерский корпус». И это подтверждает 17-й выпуск «Российского военного сборника». Перед нами — настоящая хрестоматия русской военной классики, в которой собран ценнейший материал о сущности и призвании офицерства, проблемах отбора и подготовки командного состава, воспитании войск и руководстве ими. Своего рода «изюминкой» является помещенный в конце тома «Кодекс чести российского офицера», текст которого реконструирован составителями на основе неписаных правил, служивших императивом поведения командиров «старой армии», начиная с петровских времен.
Книга знакомит читателя с самим понятием «офицер» (статьи из дореволюционных военных энциклопедий), дает картину эволюции офицерского сословия. Оригинальные работы «Исторический очерк развития офицерских чинов и системы чинопроизводства в русской армии» Николая Глиноецкого, «Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений» Николая Морозова, «Офицерский вопрос в начале ХХ века» Петра Режепо, а также краткий очерк «Российские офицеры» группы авторов-эмигрантов характеризуют состояние офицерского корпуса императорской армии накануне Первой мировой войны, пытаясь запечатлеть для потомков его облик.
В представленных статьях раскрывается «искусство командования» как суть офицерской профессии, которая не всем по плечу. Один из известнейших русских военных писателей начала ХХ века генерал Александр Апухтин указывал на три основополагающих качества, которыми должен обладать настоящий офицер: интеллигентность (сумма познаний), сила воли (характер), высоко развитое чувство долга. Апухтин был убежден, что «корпус офицеров — это очаг жизнеспособности армии», но только в том случае, если он деятелен, преисполнен духом инициативы, энергии. «Если же общество офицеров угнетено, если ему мешают думать и работать, то армия теряет свою ценность интеллектуальную и своего двигателя нравственного».
Несомненный интерес представляют размышления и выводы Михаила Драгомирова и Николая Корфа, Антона Деникина и Александра Свечина, других ярких военачальников и одновременно талантливых публицистов.
Деникину принадлежит термин «военный ренессанс», которым он обозначил оживленный период биения мысли и военных преобразований между Русско-японской и Первой мировой войнами. Именно так озаглавлена группа материалов книги, в которых красной нитью проходит требование о необходимости реформирования офицерского корпуса, об устранении факторов, тормозящих его развитие. Характерны сами названия статей этого раздела: «К вопросу обновления армии» Николая Морозова, «Назревшие реформы» Евгения Мартынова, «Меры по улучшению командного состава армии» Алексея Куропаткина. В них, а также в сочинениях таких авторов, как Петр Краснов, Дмитрий Аничков, Александр Дрозд-Бонячевский, Михаил Меньшиков, отражены проблемы ратного труда и нравственного облика офицера, его этики, социальной роли, условий службы, обеспечения, быта. Указаны меры, призванные «остановить бегство офицеров из армии» (как видим, это застарелая российская болезнь).
Чрезвычайно важен раздел «Служение России», полностью составленный из работ русских офицеров-эмигрантов. Здесь в своем роде самые сокровенные, самые выстраданные, зачастую эмоциональные вещи. Чего стоит, например, очерк «Трагедия русского офицерства» Алексея Мариюшкина, повествующий о «страдных этапах», через которые прошли защитники Отечества в 1917-1923 гг.
Одна из самых заветных мыслей изгнанников, которая и сегодня актуальна, — о важности воинского воспитания как главнейшей составляющей офицерской работы. Оно, считал Александр Сурнин, «должно быть залогом возрождения». Офицер, по его мнению, призван быть прежде всего наставником, развивать подчиненных в духовном отношении, смотреть на эту деятельность как на подвижничество. В целом же военная эмиграция, честно признав недостатки и упущения офицерства «старой армии», завещала будущим российским командирам и военачальникам корпоративное единство, военный профессионализм и особую офицерскую этику.
Нельзя не отметить и статьи составителей сборника: «Офицер — профессия идейная» Анатолия Каменева, «Грехи и достоинства офицерства в самосознании русской военной эмиграции» Игоря Домнина, «Заветные идеалы русского офицерского корпуса» Александра Савинкина. Поистине эксклюзивный материал содержится в работе «Российское офицерство как служилое сословие», написанной Сергеем Волковым (автор известного труда «Русский офицерский корпус»), — историко-социологическом анализе основных периодов истории российской армии, где, пожалуй, впервые приводится трагическая статистика гибели офицерства в годы революции и Гражданской войны, приводятся данные, показывающие его раскол на красных и белых.
Представленная книга как воздух необходима в военных училищах и академиях, в штабах всех уровней и войсковых частях, в полковых и ротных библиотеках, т.е. там, где формируется офицер, где он проходит профессиональное становление и руководит подчиненными.
Держа в руках недавно вышедший из печати сборник, невольно задаешься вопросом: почему же в наших военных вузах по-прежнему отсутствуют спецкурсы, отражающие историю, традиции, национальные особенности российского офицерства... Ведь это основа основ формирования сознания тех, кто избрал своей профессией защиту Родины. Почему до сих пор остается в загоне «государственное дело военного книгоиздания»? Почему, например, прекрасные книги «Российского военного сборника», составляющие уже целую библиотеку военной классики, до сих пор выходят тиражом 2-3 тыс. экз. и в основном по частному почину горстки подвижников? Из новой и новейшей российской истории хорошо известно: невнимание к вопросам военной культуры, укреплению духа войск, нежелание «ассигновать на душу армии» заканчиваются поражениями и катастрофами.

Офицерский корпус Русской регулярной армии с его традициями служения царю и Отечеству начал создаваться в ходе государственных реформ Петра I в начале XVIII века. Для привлечения в офицерский корпус лучшего «социального материала», которым обладало российское общество того времени, государство использовало следующие условия:
во-первых, законодательством Российской империи офицерский корпус был отнесен к высшему сословию. Петр I, формируя государственный аппарат, писал: «Всем офицерам дать дворянство и первое место среди дворян». Согласно «Табели о рангах» 1722 года военные чины всегда находились выше гражданских. Все лица любого происхождения, достигшие первого офицерского чина - 14 класса (прапорщика), получали потомственное дворянство (передававшееся детям, жене), на гражданской службе потомственное дворянство достигалось лишь с получением чина 8 класса (коллежского асессора). В России XVIII века офицер являлся прежде всего представителем государственной власти, а не только военным профессионалом. Это закреплялось в практике широкого привлечения офицеров на ответственные гражданские должности государственного управления. Например, в 1796 году на гражданской службе находилось около 1 тысячи офицеров из 3,8 тыс. служивших в армии, причем они составляли до половины всех гражданских чиновников «генеральских» рангов;
во-вторых, принадлежность всего кадрового офицерства к дворянству не делала его замкнуто-сословным. Указом от 16 января 1721 года не происхождение, а личные заслуги перед царем и государством стали определять продвижение по службе и получение дворянства. В начале 1720 года 1/3 офицеров была произведена из простых солдат недворянского происхождения;
в-третьих, была установлена строгая система перемещения по служебной лестнице, которая запрещала производить в офицеры дворян, «которые с фундамента солдатского дела не знают» и не служили солдатами в гвардии, и требовала, «чтобы через чин никого не жаловать» и «выбирать на вакансии баллотированием из двух или трех кандидатов»;
в-четвертых, русский офицерский корпус объединял в себе лучших представителей народов России. Вплоть до 1917 года лояльность трону, профессионализм и знатное происхождение ценились гораздо выше, чем этническая или конфессиональная принадлежность. Понятия «национальности» в справочно-биографических данных русского офицерского корпуса того времени не было, а в анкетных документах указывалось вероисповедание. Так, например, в 60-х годах XIX века примерно 23% офицеров были неправославными, в том числе среди полных генералов на долю протестантов приходилось не менее 27%. В самых престижных военно-учебных заведениях определялась квота на прием кадетов из кавказских мусульманских семей: ежегодно в 1-й, 2-й в г. Петербурге, Павловский кадетские корпуса на казенный счет зачислялось по 6 мальчиков, в Александровский - 12.
На протяжении 200 лет, до 1917 года, идеи, заложенные в основу формирования офицерского корпуса, оставались неизменными. Но разные этапы развития российской государственности оказывали существенные влияние на его облик. Выделяют три периода в истории становления офицерского корпуса Русской императорской армии:

  1. первый период, с начала XVIII века до его середины. В это время офицерский корпус насчитывал менее 10 тыс. человек. Типичной для офицерского корпуса фигурой был дворянин, обязанный служить пожизненно, поступающий на службу рядовым, затем получивший унтер-офицерский чин и, наконец, производимый в офицеры;
  2. второй период, с 60-х годов XVIII века до середины XIX века, отмеченный блестящими победами русского оружия, обеспечившими России положение великой европейской державы. После Указа 1762 года, освободившего дворян от обязательной службы, офицеры получили право на отставку в любое время, и основной причиной убыли офицерского состава стала добровольная отставка. Это привело к заметному изменению офицерского состава. Если ранее практически единственным типом офицера был человек, служивший всю жизнь, то теперь типичной фигурой стал молодой человек, служивший не по обязанности и не по необходимости, а добровольно - из чувства долга и чести, и уходящий в отставку в обер-офицерских чинах после нескольких лет службы. Вследствие постоянной ротации, а также частых войн продвижение по службе шло быстро, офицерский состав помолодел и его численность к середине ХГХ века возросла до 25 - 30 тыс. человек. В это время практически в любой образованной и культурной семье кто-то служил офицером;
  3. в третий период, с середины XIX века до начала Первой мировой войны численность офицерского корпуса возросла незначительно -до 30 - 40 тыс., но облик типичного офицера изменился сильно. Бурное развития капитализма в России, разорение поместного дворянства, снятие социальных ограничений при поступлении в военные училища привели к тому, что для подавляющего большинства офицеров служба сделалась единственным источником существования. К началу XX века более 90% офицеров не имело никакой собственности, в виде земельных имений, заводов и вкладов в банки. Расширение сети военно-учебных заведений, в ходе военных реформ генерала Д.А. Милютина, привело к тому, что производство из нижних чинов было полностью заменено выпуском из военно-учебных заведений, практика производства в офицеры приняла современный вид.

В ходе формирования офицерского корпуса Русской регулярной армии начала складываться и система его традиций.
Традиции офицерского корпуса Русской армии - это устойчивые, повторяющиеся, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи, идеи, духовные ценности и нормы поведения офицеров, сложившиеся в процессе исторического развития вооруженных сил и связанные прежде всего с выполнением обязанностей по защите Родины.
Они составляют основу жизнедеятельности офицерского корпуса как особого социального слоя в государстве и играют в ней исключительно важную роль. Это обусловлено рядом обстоятельств:
во-первых, традиции оказывают идеологическое и эмоционально-психологическое воздействие на офицерский состав, способствуют формированию у него духовного единства и сплоченности, нацеливают его на осознанное выполнение воинского долга перед Отечеством;
во-вторых, традиции выполняют нормативно-регулятивную функцию, заставляют людей, вливающихся в офицерский корпус, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения;
в-третьих, традиции обеспечивают преемственность поколений, с их помощью происходит накопление и передача духовных ценностей, которые складывались в процессе всей истории офицерского корпуса;
в-четвертых, традиции выполняют функцию своеобразного «социального фильтра», они способствуют очищению офицерских рядов от тех лиц, которые не соблюдают или нарушают традиции и создают благоприятную почву для воспитания офицеров на положительных примерах.
В основе всех традиций офицерского корпуса Русской армии находился прежде всего нравственный элемент, связанный с осознанным и добровольным выполнением профессионального воинского долга перед Отечеством. Основной политической линией офицеров императорской армии - главной государственно-охранительной силы - являлся приоритет общенациональных интересов и безусловная поддержка законной власти. На встрече с офицерами-слушателями Академии Генерального штаба ее начальник генерал М.И. Драгомиров по поводу политических взглядов офицеров отмечал: «Я с вами говорю, как с людьми, обязанными иметь свои собственные убеждения. Вы можете поступать в какие угодно политические партии. Но прежде, чем поступить, снимите мундир. Нельзя одновременно служить своему царю и его врагам».
Традиции как нравственные установки поддерживаются в первую очередь не силой закона и страхом дисциплинарного наказания, а внутренней потребностью и убежденностью офицерского коллектива в их необходимости. Так, например, первые офицерские собрания возникли в отдельных частях и гарнизонах по инициативе самих офицеров. В 1869 году предложение об устройстве военных (офицерских) собраний заинтересовало Военное министерство, для этого была учреждена комиссия по образованию в войсках «подобных собраний и военных библиотек», в 1874 году они появляются почти во всех дивизиях. В 1884 году приказом по военному ведомству было введено «Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск». Так, традиция, родившаяся в офицерской среде, приобрела форму нормативно-правового акта, закона, обязательного для всего офицерского корпуса, хотя и с сохранением своей традиционной сути.
В Русской армии было также много традиций, не менее значимых для офицерского корпуса, но не подкрепленных силой закона и приказа. Так, например, по воспоминаниям генерала А.И. Деникина, расходы на всякие чествования, приемы гостей, подарки и проводы составляли весьма обременительную статью офицерского бюджета. Статья Свода военных постановлений запрещала всякий сбор с офицеров и вычеты из жалования, не предусмотренные законом и не основанные на высочайшем разрешении. Но на практике «по русской широкой натуре продолжали встречать и провожать, традиция проводов держалась крепко, и отсутствие их вызывало у офицеров горечь и обиду».Традиции офицеров представляют собой сложное многоуровневое явление, в зависимости от характера воинской деятельности они бывают боевые, обучения и воспитания войск, повседневной жизни и поведения вне службы. По степени общности их можно делить на полковые, рода, вида Вооруженных Сил, всего офицерского корпуса. По социальной направленности они могут быть прогрессивными и регрессивными. Основным критерием прогрессивности традиций может служить соответствие их национальным интересам государства, общества, Вооруженных Сил и офицерского корпуса. Так, например, попытки в конце XVIII - начале XIX века навязать Русской армии несвойственные ей традиции прусской системы воспитания и подготовки войск, рассчитанные на внешний эффект, а не подготовку к реальной войне, нанесли ощутимый вред ее боеготовности.
Обладая устойчивостью, то есть действием в течение длительного времени, традиции вместе с тем есть живой организм, под действием изменяющейся социальной обстановки они рождаются, развиваются, часть из них умирает. Поэтому свои особые традиции были у офицерского корпуса Русской императорской и Советской армий, новые традиции появились и у офицерского состава современной Российской армии.
Благодаря традициям, офицерский корпус представляет нравственную среду, в которой зарождаются и развиваются принципы воинской силы: чувство солидарности, сознание долга, готовность жертвовать своей жизнью, самоотречение во имя долга службы.

Волков Сергей Владимирович

Русский офицерский корпус

Введение

До недавнего времени офицерский корпус русской армии рисовали обычно в мрачных тонах. Да и как иначе: офицеры были ядром, душой белого движения, которое на полях гражданской войны отстаивало идею великой России. В этой битве они приняли на себя главный удар, они же стали основным объектом красного террора. Лишь сравнительно небольшой их части удалось спастись на чужбине. Что ожидало их на родине, показывает судьба многих тысяч офицеров, поверивших на слово некоторым большевистским лидерам и оставшихся в Крыму после эвакуации русской армии: почти все они были зверски истреблены.

Русский офицер, с точки зрения идеологов новой власти, был просто преступником. Потому в конечном итоге трагической участи не избежали ни те, кто после революции ушел от борьбы, отрекся от прошлого и профессии, ни те, кто все же пошел на службу к большевикам. Всем им в подавляющем большинстве пришлось разделить судьбу жертв 1917–1920 гг. только потому, что когда–то они гоже носили золотые погоны и были опорой государства Российского. Сразу после гражданской войны начались их аресты и расстрелы, и в ходе нескольких таких кампаний (как их называли, «офицерских призывов») к началу 30–х гг. с бывшими офицерами было в основном покончено.

Целенаправленно убивалась и память о них. Уничтожалось все, что было связано с «царскими сатрапами», - сносили памятники, сбивали мемориальные доски с именами офицеров, разрушали воинские кладбища, ликвидировали военные музеи и т. д. Было сделано все, чтобы в представлении новых поколений с образом русского офицера, доставившего столько неприятностей строителям и: много рая», связывались самые отрицательные черты. Офицерские погоны стали символом абсолютного зла. Сурово преследовалось любое положительное или хотя бы сочувственное изображение офицеров в литературе и искусстве (достаточно вспомнить реакцию на булгаковские «Дни Турбиных»). Одновременно усилиями целой плеяды «пролетарских писателей» от В. Билль - Белоцерковского до I Соболева создавался карикатурный портрет российского офицерства как скопища негодяев и подонков - злейших врагов «трудового народа».

Так что же и откуда мог знать средний «советский человек» о русском офицерстве, представления о котором формировались под влиянием тенденциозных кинофильмов и такой же литературы и в некоторой степени - из русской классики, которая лишь выборочно была дозволена.

Положительные образы офицеров появились в советской литературе со времени Великой Отечественной войны, когда суровая необходимость заставила–таки отбросить наиболее одиозные догмы «революционного сознания» и опереться на сознание патриотическое. Но и тогда соотношение положительных и отрицательных образов офицеров строго дозировалось, и первые, как правило, должны были составлять или исключение, или, во всяком случае, меньшую часть.

Сложнее обстояло дело с русской дореволюционной литературой, которая никогда не ставила задачей изображение «классовых противоречий в армии» и вообще никакого «социального заказа» не исполняла и не задавалась целью показать «типичных представителей» русского офицерства. Русская военная публицистика и произведения большинства русских писателей советскому читателю вообще известны не были. Что касается «классики», которую спрятать было полностью все–таки нельзя и которая содержала довольно много привлекательных офицерских образов, то тут выручало привычное советскому человеку со школьных лет «литературоведение». Если на положительных образах офицеров внимание не акцентировалось, то отрицательные, напротив, всячески выпячивались и трактовались как типичные для всего офицерства. Более того, зачастую даже образы, задуманные и выведенные писателем как положительные, в советской трактовке выглядели как отрицательные.

Но в основном советский интеллигент (слой которых и определял в стране «общественное мнение») судил о русских офицерах по произведениям себе подобных - таких же заполитизированных, обманутых пропагандой «мастеров художественного слова». Кинематографических и литературных образов считалось вполне достаточно, в более основательных источниках информации советский интеллигент необходимости не ощущал. Впрочем, объективной информации старались и не давать.

Вообще нелюбовь к «цифрам и фактам» - характерная черта советского образа мышления, и в таком «скользком» вопросе, как освещение дореволюционных реалий (в том числе и офицерства), она проявилась в полной мере. «Труды советских ученых» полны общих спекулятивных рассуждений и бездоказательных штампов, но крайне бедны конкретным материалом. Неудивительно, что и в отношении офицерства у нас пет серьезных исследовательских работ, но зато мы имеем великое множество разглагольствований и упоминаний всуе о «реакционной военщине», «милитаристской касте» и т. п. Обнародование правдивой информации о составе и имущественном положении офицерского корпуса грозило разрушить основные догматы, связанные с установлением советского режима и побудительными мотивами поведения противников новой власти.

Итак, советскому человеку следовало знать, что русские офицеры представляли собой весьма неприглядное зрелище. Они: а) пыли глуповаты и невежественны»; б) «отличались ретроградством и противились прогрессу»; в) «плохо обращались с солдатами, за что те их ненавидели»; г) «пьянствовали, развратничали и предавались прочим порокам»; д) «обладали низким профессиональным уровнем» и т. д. и т. п.

В советской историографии общим местом стали штампы типа того, что офицерство «формировалось преимущественно за счет выходцев из имущих слоев, потому что успешно выполнять функции |,1щиты интересов господствующих классов могли только глубоко заинтересованные люди»; офицерский корпус был «буржуазно–помещичьим», состоял из «выходцев и представителей эксплуататорских классов», «комплектовался из помещиков и буржуазии». Советские историки (уровень информированности подавляющего большинства которых немногим отличается от уровня прочих советских людей) вполне серьезно могут полагать, например, что чуть ли не каждый офицер до революции непременно имел «поместье» и вообще был в несколько раз состоятельнее «простого труженика». Причем представления эти касаются и последних - до 1917 г. - 50–60 лет существования российской государственности (в отношении более раннего времени никаких попыток изучения офицерства новее не было). Особенно забавно появление слова «буржуазный» относительно состава офицерства: должны же офицеры быть представителями «господствующего класса» - а поскольку считается, что после 1861 г. наступил «период капитализма», то, значит, логично им происходить из «буржуазии». Что ничего общего с действительностью это не имело, многие и не подозревали.

К нига посвящена истории и характеристике Русского офицерского корпуса от середины ХVII до начала XX века. Современные читатели, включая военных, не знают о нем почти ничего, либо имеют превратное представление, основанное на однобоких советских стереотипах. В книге впервые в исторической ретроспективе рассмотрены вопросы подготовки и обучения русских офицеров, прохождения службы, благосостояния, быта, социального облика, идеологии, морали, долга, чести и т.д.

Книга возвращает нам историческую память и знание о своих лучших достижениях и традициях, которым должно продолжать следовать.

Введение

До недавнего времени офицерский корпус русской армии рисовали обычно в мрачных тонах. Да и как иначе: офицеры были ядром, душой белого движения, которое на полях гражданской войны отстаивало идею великой России. В этой битве они приняли на себя главный удар, они же стали основным объектом красного террора. Лишь сравнительно небольшой их части удалось спастись на чужбине. Что ожидало их на родине, показывает судьба многих тысяч офицеров, поверивших на слово некоторым большевистским лидерам и оставшихся в Крыму после эвакуации русской армии: почти все они были зверски истреблены.

Русский офицер, с точки зрения идеологов новой власти, был просто преступником. Потому в конечном итоге трагической участи не избежали ни те, кто после революции ушел от борьбы, отрекся от прошлого и профессии, ни те, кто все же пошел на службу к большевикам. Всем им в подавляющем большинстве пришлось разделить судьбу жертв 1917–1920 гг. только потому, что когда–то они гоже носили золотые погоны и были опорой государства Российского. Сразу после гражданской войны начались их аресты и расстрелы, и в ходе нескольких таких кампаний (как их называли, «офицерских призывов») к началу 30–х гг. с бывшими офицерами было в основном покончено.

Целенаправленно убивалась и память о них. Уничтожалось все, что было связано с «царскими сатрапами», - сносили памятники, сбивали мемориальные доски с именами офицеров, разрушали воинские кладбища, ликвидировали военные музеи и т. д. Было сделано все, чтобы в представлении новых поколений с образом русского офицера, доставившего столько неприятностей строителям и: много рая», связывались самые отрицательные черты. Офицерские погоны стали символом абсолютного зла. Сурово преследовалось любое положительное или хотя бы сочувственное изображение офицеров в литературе и искусстве (достаточно вспомнить реакцию на булгаковские «Дни Турбиных»). Одновременно усилиями целой плеяды «пролетарских писателей» от В. Билль - Белоцерковского до I Соболева создавался карикатурный портрет российского офицерства как скопища негодяев и подонков - злейших врагов «трудового народа».

Так что же и откуда мог знать средний «советский человек» о русском офицерстве, представления о котором формировались под влиянием тенденциозных кинофильмов и такой же литературы и в некоторой степени - из русской классики, которая лишь выборочно была дозволена.

Положительные образы офицеров появились в советской литературе со времени Великой Отечественной войны, когда суровая необходимость заставила–таки отбросить наиболее одиозные догмы «революционного сознания» и опереться на сознание патриотическое. Но и тогда соотношение положительных и отрицательных образов офицеров строго дозировалось, и первые, как правило, должны были составлять или исключение, или, во всяком случае, меньшую часть.

Глава 1.

Офицеры и общество

Офицеры как социальный слой

Офицер - это профессиональный военный. Служба в армии для него - постоянное занятие, поэтому офицерство как социально–профессиональный слой появляется не раньше, чем возникают постоянные военные формирования с устойчивой внутренней организацией.

Там, где такие формирования существовали, существовали и профессиональные командиры. В частности, в древнеримских легионах офицерский состав был представлен центурионами, которые с V–IV вв. до н. э. определяли организационный стержень армии (тогда как высший командный состав - трибуны избирались на время войны). Позже, в I в. н. э., по мере усложнения организации армии трибуны (по 6 человек в легионе) превратились в старший командный состав, а высший составили легаты - помощники полководца, назначавшиеся сенатом. Центурионы (командовавшие центурией - подразделением численностью 100 человек) составляли весь остальной командный состав: командир первой центурии командовал и манипулой (состоящей из двух центурий), а когортой (состоящей из трех манипул) командовал центурион центурии триариев (самых старших воинов). Различаясь по значению, центурионы, однако, не различались по формальным чинам. Позже легионом (6–7 тыс. человек) командовал префект, когортами - трибуны, а за центурионами были оставлены более мелкие подразделения{37}.

Социально–профессиональное положение римских центурионов и (позднее) трибунов в принципе не отличалось от положения офицеров регулярной армии, хотя чиновно–ранговая система и прочие атрибуты офицерской системы еще отсутствовали.

В средневековой Европе офицерам, как таковым, практически не было места. Ни рыцарь, выступающий в поход в сопровождении нескольких слуг и оруженосцев, ни более крупный сеньор, созывающий под свое знамя вассалов–рыцарей, не могли претендовать на эту роль, поскольку не были командирами определенных структурных единиц постоянной армии, а только более или менее значимыми членами собиравшегося на период войны рыцарского ополчения, которое тогда и заменяло собой армию.

Положение стало меняться примерно с середины XV в., когда в европейских странах началось формирование постоянной армии. Во Франции начало ей было положено ордонансами 1445 г., согласно которым набор солдат превращался в государственную монополию, л офицеров мог назначать только король. Было сформировано 15 так называемых ордонансовых рот, состоящих из рыцарских «копий». В состав «копья» входили рыцарь, пехотинец, паж и конные стрелки. Таким образом происходило как бы врастание рыцарской организации войска в структуру постоянной армии (рыцарь не был, впрочем, командиром «копья», а только главным бойцом его: при боевом построении роты рыцари образовывали первую шеренгу). Офицеры рот, как и солдаты, получали жалованье от короля, в ротах устанавливалась строгая дисциплина, регламентировались отпуска, снабжение и т. д. Чуть позже такие же роты были введены в независимом тогда герцогстве Бургундском.