Рефераты Изложения История

Сценарий развлечения на тему: «путешествие по родному городу" план-конспект занятия (средняя группа) на тему. "путешествие по родному краю" Мотивация учебной деятельности

Татьяна Демидова

Цель – формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к культуре многих народов, проживающих на территории Краснодарского края в городе Сочи, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Задачи : 1. Формирование двигательных навыков и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости.

2. Знакомить с культурой народов проживающих на территории города

3. Развитие динамической стороны общения; легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Эмоциональности и выразительности, невербальных средств общения.

4. Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, уважительное и доброжелательное отношение к людям других национальностей.

Материал и оборудование : экран, компьютер. Слайды (политическая карта России, Краснодарского края и Лазаревского района, здание железнодорожного вокзала), флаги России, Краснодарского края и города Сочи. Флажки, блюда национальной кухни (русской,армянской, адыгейской) . Аудиозаписи песен «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) ; «Гляжу в озера синие» (муз. Птичкина, сл Шаферана) ; «Настоящий друг» муз. Сл. ; танцев : Сиртаки, Лезгинка, Барыня,

Предварительная работа; чтение сказок народов Кавказа, Армении, Греции, Украины и Русские народные сказки . Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, игр народов живущих на территории Краснодарского края. Рассматривание национальных костюмов, предметов быта. Экскурсия в ЦНК (Центр национальных культур) Лазаревска, посещение музея Лазаревского района.

Под звуки песни «Вместе весело шагать по просторам» в зал входят дети с флагами России, Краснодарского края и города Сочи. Выстраиваются в шеренгу

Ведущий :

Сегодня светлый детский сад Встречает радостно ребят. Вас очень много на планете, По-разному зовутся дети; Есть Вани, Саши, Эвелины, Есть Кати, Насти, Каролины Арсений есть и есть Мурат Так много есть у нас ребят.

Звучит фрагмент песни «Гляжу в озера синие» муз. Птичкина сл. Шаферана Дети (хором) ; Глубоки у нас моря Широки у нас поля Изобильная, родная , Славься, Русская земля!

Ведущий : Здравствуйте гости дорогие! Здравствуйте ребята! Мы рады видеть вас на нашем празднике, который посвящен нашему краю и району и его многонациональной дружной семье. Ребята а кто мне скажет – в какой стране мы живем? (России) Молодцы! Посмотрите на карту нашей Родины, какая она большая! Как вы думаете, почему карта России окрашена в разные цвета? (Что-бы было видно, сколько много у нас в стране республик, краев и областей, где проживает много разных народов). А теперь ребята ответьте мне на несколько вопросов : -в каком крае мы живем? -главный город нашего края? -как называется город в котором мы живем? - а поселок? - а какой у нас детский сад? - на какой улице он находится? - а кто знает свой домашний адрес?

Какие молодцы, сколько вы уже знаете о нашем крае. А вы знаете ребята, что в нашем крае живет более 100 разных национальностей, каких только народов у нас армяне, нет и русские, армяне, адыги, черкесы, дагестанцы, украинцы, татары, шапсуги, греки, евреи и много, много других. И все эти народы живут очень дружно. Вот и в нашей группе есть ребята разных национальностей. (опрос детей) Скажите; мы дружно живем? Не ссоримся? ОТЛИЧНО! Сегодня мы познакомимся с играми и развлечениями не-которых народностей нашего края . Отправляемся на железнодорожный вокзал. А поможет нам в нашем путешествии наш любимый физ-интруктор Гафурова Биба Анзауровна.

Б. А. Группа , равняйсь, смирно! На право! С песней шагом, марш!

(Звучит аудиозапись песни «Вместе весело шагать» . Дети идут в колонне по одному. Используя разные виды ходьбы; на носках (руки за головой, на наружных сводах стоп (руки за спиной, «по медвежьи» , «паучки» , обычный бег в колонне с чередованием с боковым галопом, с высоким подниманием голеней, с захлестыванием голеней. По окончании дети возвращаются в исходное построение.)

Вед. Как здорово вы шагали и бегали. А главное весело и дружно. МОЛОДЦЫ! А скажите ребята, кого у нас называют царем российских лесов? (МЕДВЕДЯ) . Верно. Сейчас я вас познакомлю с одним необычным мишкой. Этот медведь – железнодорожник! И он поможет нам в нашем путешествии .

Выходит Медведь в форме железнодорожника.

Медведь : Здравствуйте ребята! Здравствуйте дорогие гости! Приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашему району и краю . Путешествовать нам поможет карта нашего побережья. А теперь по вагонам! Мы отправляемся! (Дети перестраиваются в две колонны. Берут гимнастические палки, встают по двое и имитируют движения поезда; во время движения можно пригласить в пару родителей. Во время выполнения упражнения звучит гудок паровоза и далее ход поезда и остановка поезда.)

Вед. Мы приехали. Посмотрите на карту нашего района. У нас в Лазаревском районе много поселков; такие как : Тхагапш, Б. Кичмай, Солоники, Чемитоквадже, Аше и много других. В этих поселках живут люди кавказских национальностей – армяне. Черкесы, дагестанцы, адыги, шапсуги. И живут они дружно, любят спорт и животных. Здесь часто проходят соревнования по конному спорту, скачки на лошадях. А все мужчины и многие женщины отличные наездники. Люди этих народов метко метают кинжалы, стреляют и зажигательно танцуют. И мы с вами попробуем свои силы в ловкости, силе и меткости.

1. Итак первый конкурс называется «НАЕЗДНИКИ»

(Участники – дети и родители (в паре) выполняют прыжки на мячах.

2. Дагестанская игра «ПОДНИМИ ПЛАТОК» (Игроки – дети и взрослые, встают в круг, в центре кладут головной платок. Звучит аудиозапись «Лезгинки» , все танцуют, двигаясь по кругу. Музыка прекращается – каждый участник игры пытается первым поднять платок.)

3. Конкурс “Меткий стрелок» (метание мешочков в корзину, по командам)

Музыкальная пауза – Адыгейский танец (исполняют дети из центра Адыгейской культуры.

Вед. Ребята, кто узнал это красивое здание? (на экране ЦНК) .Это наш Центр Национальных культур. В нем занимаются дети и взрослые всех народов, что живут в нашем районе. Вот и ребята, что танцевали для вас замечательный танец – занимаются в центре Адыгейской культуры. А так-же там есть центры русской, армянской, греческой культур. И везде учат не забывать традиции своего народа, чтить и уважать обычаи

4. А сейчас у нас знакомство с греческой игрой «И МИКРИ ЭЛЕНИ» - что в переводе значит «МАЛЕНЬКАЯ ЛЕНА» . И поможет нам поиграть в нее семья нашей Дамоцев Екатерини. Наша Катюша родилась в Греции в городе Афины, по национальности она гречанка. А суть игры в том что ребята встают в круг, в центре которого сидит ребенок с закрытыми глазами. Остальные ходят по кругу и поют песенку. Когда песенка заканчивается тот кто в в центре круга встает и с закрытыми глазами должен поймать кого-нибудь и угадать кто это.

Вед. И конечно – же русские забавы. Посмотрим на что еще способны наши ребята и наши папы. Ведь следующий конкурс силовой.

5. Состязание «БОРЬБА НА ПАЛКЕ» (двое играющих садятся по обе стороны обозначенной черты лицом друг к другу, берутся двумя руками за одну палку, упираются ступнями с соперником и начинают по сигналу перетягивать друг друга. Менять положение ступней нельзя. Выиграет тот кто перетянет соперника за черту)

Музыкальная пауза- Игра на гуслях (исполняют дети коллектива «Лазурька» ЦНК

Вед. Вот и закончилось наше путешествие . Народы населяющие Россию и наш край, не похожи друг на друга, у них разные традиции, костюмы, песни поют на своем языке, играют в свои игры, но все они с гордостью зовут себя РОССИЯНАМИ! А сейчас прошу всех наших гостей встать на наш финальный танец. Дети делают малый внутренний круг а взрослые большой внешний. (Звучит аудиозапись танца «Сиртаки» 1,5 мин, далее «Лезгинка» 1,5 мин и «Барыня» )

Итог- Дорогие наши ребята и гости! Всех приглашаю к нашему многонациональному столу, попробовать угощения разных народов, с любовью приготовленные нашими родителями.






муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 95 «Росточек»

города Волжского Волгоградской области

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

на тему:

«Путешествие по родному городу»

(в средней группе)

Составила и провела:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Михайлова Лариса Станиславовна

г. Волжский

24.07.2015

Программное содержание :

  • Учить детей узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города.
  • Поощрять стремление детей отражать полученные впечатления от прогулок по городу и за его пределами, совершенных вместе с родителями, в речевой, игровой и художественно – продуктивной деятельности.
  • Создать условия для изучения истории градостроительства и архитектуры Волжского.
  • Побуждать у детей интерес к познанию архитектуры родного города.
  • Развивать у детей внимание, память, воображение, творческие способности.
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Оборудование: презентация «Мой любимый город» с видами театра кукол « Арлекин», городского парка, стадиона имени Логинова, городская картинная галерея, центральная площадь имени Ленина, городской дворец культуры «ВолгоградГидроСтрой»; музыкальное оформление; карта города Волжского; цветная бумага, заготовки для коллажа; костюм «Волжаночки».

Ход занятия:

В: Ребята, хотите отправиться в путешествие по нашему родному городу? Мы посетим с вами достопримечательности нашего города, может быть, вы уже были с родителями в этих местах и что-то знаете...

А, теперь занимайте места в автобусе.

Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.

В: Наш автобус экскурсионный. Я буду вашим экскурсоводом.

Посмотрите, пожалуйста, налево. Как вы думаете, куда мы подъезжаем? (на экране появляется Волжский кукольный театр «Арлекин»).

Если дети затрудняются с ответом загадать загадку:

Во всех театрах артисты выступают,
А в этом театре куклы играют.
Очень большие и все как живые.

На этой фотографии мы видим театр кукол « Арлекин». Наш театр известен не только в Волжском, но и за его пределами. Артисты нашего театра не раз становились победителями разных фестивалей.

Ребята, кто – ни будь из вас, был здесь? (ответы детей)

Какой кукольный спектакль вы смотрели? (ответы детей)

Как вы думаете, люди каких профессий работают в театре? (ответы детей )

В нашей группе есть ребята, которые могут выступать, как настоящие артисты. Давайте послушаем, какие замечательные стихи выучили ко дню рождения нашего города ваши друзья (дети с микрофоном читают стихи).

1 ребенок:

Город Волжский – любимый мой город!

Самый лучший и самый родной!

В глубинке России, у Ахтубы синей

Мы вместе растем и крепнем с тобой.

2 ребенок:

Хороши твои яблоки летом

Хороши твои горки зимой,

И осени нет ароматней на свете,

И цветов красивее весной.

3 ребенок:

Поздравляю тебя с днем рождения!

Роднее города нет у меня.

Ведь здесь родилась моя мама,

Здесь родился мой папа и я!

Воспитатель предлагает детям отправиться дальше. Дети занимают места в «автобусе».

Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше нам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки,
И подумайте немножко.
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.

(На экране появляется городской парк)

В: Ребята, кто любит ходить в парк? Почему? Как вы думаете, для чего в нашем городе построили такой замечательный парк (ответы детей).

Предлагаю вам занять места на наших каруселях.

Динамическая пауза « Карусели».

(дети, взявшись за руки ходят по кругу, изображая движение карусели)

*Карусели, карусели!

Мы с тобою в лодку сели,

И пое-ха-ли!

(имитация движений)

*Карусели, карусели!

Мы с тобой в машину сели,

И пое-ха-ли!

(имитация движений)

*Карусели, карусели!

В самолет сейчас мы сели,

И пое-ха-ли!

(имитация движений)

*Карусели, карусели!

На велосипед сейчас мы сели,

И пое-ха-ли!

(имитация движений)

*Карусели, карусели!

Мы с тобою в ракету сели,

И пое-ха-ли!

(имитация движений).

В: Вот, как можно развлекаться в нашем любимом парке!

Ребята – артисты хотят рассказать стихи о том, какие еще развлечения есть у нас в городе.

1 ребенок:

Волжский город молодой

И прекрасных много мест.

Мы живем здесь всей семьей

Развлечений здесь не счесть.

2 ребенок:

В парк хожу на карусели

И качаюсь на качелях.

Вот приехал к нам зверинец.

Дома нам не усидеть.

Мы идем туда все вместе,

Интересно посмотреть.

3 ребенок:

Во дворе у нас чудесно:

Есть зеленый скверик в нем,

С мамой там гуляем часто

Пасмурным и ясным днем.

После дети садятся в « автобус» и экскурсия продолжается.

Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше нам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки,
И подумайте немножко.
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.

(На экране появляется стадион имени Логинова)

В: Ребята, как вы думаете, где мы оказались? Правильно это стадион имени Логинова, он назван так по фамилии главного строителя нашего города. Скажите, для чего нужен стадион, чем здесь занимаются люди? Какими качествами должны обладать спортсмены? Какие виды спорта вы знаете? (ответы детей)

Музыкальная игра «Ку-чи-чи».

(дети под музыку имитируют движения спортсменов: лыжников, фигуристов, легкоатлетов, пловцов…)

В: Наша экскурсия продолжается. Занимайте, места в автобусе.

Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше нам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки,
И подумайте немножко.
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.

На экране появляется «Старая школа».

В – Скажите, куда же мы подъехали? Правильно, это здание старой школы. Оно было построено очень давно, когда на месте нашего города находилось село «Безродное». Кто знает, что теперь находится в этом здании? Правильно, теперь это выставочный зал городской картинной галереи. Здесь волжские художники выставляют свои произведения.

Давайте мы с вами на время превратимся в художников и создадим свои картины прекрасных мест нашего города.

Д/и: «Сложи из частей».

(каждый ребенок рассказывает, фотография какого городского архитектурного объекта у него получилась)

Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше нам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки,
И подумайте немножко.
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.

В: Выходите из автобуса, посмотрите, куда мы приехали. Мы приехали на площадь Ленина. Она главная в нашем городе. Кто из вас бывал здесь раньше? Какие городские мероприятия здесь проходят? (ответы детей)

Наша экскурсия по замечательным местам города заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Хотите ли вы, чтобы наш город был красивым, ярким, цветущим? Тогда давайте, вернувшись в детский сад, сделаем подарок городу Волжскому на его день рождения.

Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше нам дороги нет.

Создание Коллажа « Ты цвети мой город Волжский».

На экране появляется дворец «ВГС». В группе под музыку заходит девочка, одетая в костюм куклы «Волжаночки»:

Это город мой мечты.

Здесь куда не взгляни, цветы,

И весенних бабочек рой,

Этот город всегда со мной!

В нем не знают, что значит плач,

Только смех, играющих в мяч

И пускающих ввысь голубей,

И счастливые лица людей!

В нем не знают слова «война»,

Только мир для всех и всегда.

Это город нашей мечты,

Этот город придумали мы!

«Волжаночка» предлагает всем детям спеть песню огороде «Город Волжский – ты город моей мечты».

В: Ребята, а вы знаете, что поля наших волжских земель в июле богаты щедрым урожаем… Поэтому «Волжаночка» хочет угостит всех ребят дарами волжской земли.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №13 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Развлечение подготовили и провели:

Стахина Л. Н. - учитель-логопед первой квалификационной категории,

Дирун С. М. – воспитатель первой квалификационной категории,

Пизаева Е. А. – музыкальный руководитель.

г. Клин

Цель: Воспитание любви к малой родине, к родным местам у старших дошкольников.

Задачи:

Продолжать пополнять знания об истории и культуре своей малой родины города Клин;

Побуждать в детях интерес, желание демонстрировать свои знания и умения;

Пополнять словарный запас детей;

Создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность;

Привлекать родителей к патриотическому воспитанию детей.

Методы и приёмы: Беседа, игра, художественное слово, ИКТ, викторина.

Интеграция: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: костюм Бабы Яги, метла из прутьев деревьев, метла синтетическая, браслеты в виде цветов и бабочек по количеству танцующих девочек.

ТСО: Большой экран, ноутбук.

Предварительная работа:

Создание и работа по детским проектам: «Мой город Клин», «Экскурсия по г. Клин», «Культурные центры г.Клин», «Архитектура города», посещение краеведческого музея.

Беседы о предприятиях города;

Разучивание стихов, песен о Родине и городе;

Проведение конкурса детских рисунков и фотографий «Мои любимые места нашего города».

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

Ведущий : За что ребята любим мы Отчизну?

Зовем ее любимой и родной.

Она всего дороже в жизни,

Она всегда с тобой, со мной!

Нет на свете Родины красивей.

Нет на свете Родины милей.

Вот она - по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

1-й ребенок:

Россия…Как из песни слово,

Березок юная листва.

Кругом поля, леса и реки,

Раздолье, русская душа.

2-й ребенок:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

3-й ребенок:

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то что, называют

Одним широким словом: «Русь».

Ведущий : Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашему любимому родному городу Клин. А на чем мы с вами будем путешествовать?

За дверью слышится грохот, влетает Баба Яга, охая, потирая бока, волоча метлу. Б. Я. : - Ох, бедные мои косточки! Так и вторую ножку недолго сломать! Ну, погоди ж, негодная (обращается к метле) .

Ведущий : - Бабушка Яга, как ты к нам попала, что с тобой случилось?

Б. Я.: - Да сверзлась я! Как бы это по-современному сказать? Во! – отказ двигателя. Метла-то обветшала, истерлась, еле тянет. Вот прямо на ваши ёлочки и катапультировалась. А чёй это вы здесь собрались-то? Опять праздник? Опять меня позвать забыли?

Ведущий : Мы, бабушка, в путешествие по нашему родному городу собираемся отправиться. Вот решаем на каком виде транспорта мы поедем.

Б.Я.: - А чё, давайте на моей метле полетим! Авось не подведёт.

Ведущий : Нет, бабушкаЯга,мы не будем рисковать и лучше выберем транспорт понадёжнее. Ребята, какой пассажирский транспорт можно увидеть на улицах нашего города? (Ответы детей: автобус, маршрутное такси, такси, автомобили)

Давайте поедем на автобусе? (Дети соглашаются.) Тогда усаживайтесь поудобнее и вперёд! Бабушка Яга, ты с нами?

Б.Я.: (стесняясь) Ну, если вы меня приглашаете?

Ведущий : Приглашаем – приглашаем. Проходи, усаживайся поудобнее. (Б.Я. садится на стул рядом с детьми. На экране появляются виды Клина «из окна автобуса»). Дорога нам предстоит неблизкая, чтобы в дороге было веселее, споем песню:

Если настроенья почему-то нет, если загрустилось мне опять,

Я беру друзей с собой и горсть конфет и иду по городу гулять.

Припев: В городе, в городе жизнь всегда бьет ключом,

Некогда городу нашему скучать.

Здорово, здорово, и тоска нипочем,

Все мне о городе хочется узнать.

2. Почему назвали улицу такой? Ну, а Клином город почему?

Льются почемучки из меня рекой, может разберусь я, что к чему?

Вед: Посмотрите на это чудесное здание с часами на башенке, похожее на старинный замок. (На экране появляется фото здания «Магазин под часами»)

Баба Яга, ты знаешь как оно называется?

Дети: Магазин «под часами».

Вед: Оно было построено 150 лет назад и в нем располагались трактир и чайная, где могли остановиться путешественники: покушать и переночевать. Но тогда на башенке не было часов, они появились меньше ста лет назад. За это время здесь были и столовая и квартиры. А что сейчас находится в этом здании?

Дети: Уже давно здесь находится магазин, поэтому Клинчане и называют это здание «Магазин под часами»

Вед: А теперь пройдем к нашей следующей достопримечательности.

(На экране появляется фото фонтана «Девочка – грибница»)

Вед: В нашем городе много фонтанов, расскажите Бабе Яге, почему именно этот считается достопримечательным местом Клина?

Дети: Потому что здесь находится Девочка – грибница, которую клинчане ласково называют Аленушкой.

Вед: 200 лет назад эту скульптуру помещик Чернядев, установил у себя в имении в селе Золино. Почти 100 лет назад скульптуру отдали городу и перевезли в Торговые ряды. Но сейчас здесь стоит копия Аленушки.

Дети: Девочку – грибницу хотели похитить. Поэтому настоящую Аленушку переместили в краеведческий музей. А на прежнем месте, у Торговых рядов, установили ее копию.

Баба Яга: А как называется эта достопримечательное место Клина? (На экране появляется фото Торговых рядов)

Дети: Это Торговые ряды.

Вед: С момента своего основания, почти 700 лет назад, Клин славился как торговый город, а какими были первые торговые ряды?

Дети: Они были деревянными.

Вед: А что случилось с деревянными торговыми рядами?

Дети: Они сгорели.

Вед: Да. 120 лет назад деревянные торговые ряды сгорели за один вечер. Все население города сбежалось обливать водой окрестные дома. Воду передавали ведрами по цепи от реки. В той цепи стоял тогда и великий композитор П.И. Чайковский. После пожара и были возведены торговые ряды, которые сегодня украшают наш город. Магазины помещались в нижних этажах, а в верхних - конторы купцов.

Баба Яга: А что это за икона в арке? (На экране фото арки с иконой)

Дети: Это икона Николая Угодника. Купцы установили ее для защиты от нового пожара.

Звучит музыка Чайковского

Вед: Какая красивая музыка, Дети, а вы знаете кто автор этой музыки?

Дети: П.И. Чайковский

Вед: Баба Яга, в нашем городе есть музей П.И.Чайковского, но как бы нам туда попасть?

Баба Яга: Садитесь на мою метлу, авось не подведет.

Дети «цепляются паровозиком» за Бабу Ягу (На экране появляется фото дома – музея П. И. Чайковского)

Вед: Дети, посмотрите, кто-то встречает нас танцем.

Танец цветов

Баба Яга: Произведения П.И. Чайковского известны во всем мире и даже у нас в Тридевятом царстве.

Вед: Внутри дома кажется, что вот-вот в комнату войдет хозяин, такая домашняя там сохранилась обстановка.

Дети: Здесь остались его вещи, книги, записи, ноты, а самое главное – рояль композитора.

Вед : А теперь, бабушка Яга, мы отвезём тебя в очень красивое место, которое находится не далеко от нашего детского сада. Но для этого нужно сказать волшебные слова: Ты глаза закрой скорее

И по кругу повернись

Топни, хлопни, улыбнись

С нами в роще окажись.

(На экране появляется берёзовая роща )

Вед: Вот и прибыли.

Баба Яга: Ах, вот вы где собрались, окоянные.

Вед: - Бабусенька, да за что ж ты так на березку рассердилась? Что она тебе плохого сделала?

Б. Я. : - Она хорошего мне не сделала! Весной прутьев пожалела на новую метлу. Говорит: «У меня сокодвижение начинается, нельзя сейчас ветки резать, попозже приходи». А мне до ее «попозже» на голой палке летать! У – Не прощу. До сих пор все кости болят.

Вед. : - Ну, если дело все в метле, то его легко поправить. Мы с ребятами тебе новую метлу подарим. Ты, я вижу, бабушка продвинутая, о современных технологиях слышала? Вот тебе метла – синтетическая, новая, с бантиком.

Б. Я. : - Синте… - что?

Син – те – ти – ческая. Значит, из искусственных материалов. Она не стирается, не ломается – сверхизносоустойчивая, со светоотражающим эффектом.

Б. Я. : Сверх. – что? С каким эффектом? Ну и словечки у вас! А это для чего?

Вед. : - Чтобы ты в темноте видела, где метла стоит. Вдруг срочный ночной вылет.

Б. Я. : - А как она летать-то будет?

Вед. : - Со свистом: и вверх, и вниз, и задом наперед! Можешь испытать хоть сейчас. Только сильно не разгоняйся, а то ребят наших напугаешь.

Б. Я. испытывает метлу, летает, остается довольна.

Вед. : - Что, бабушка, какая метла лучше: березовая или синтетическая? Все еще сердишься на березку, где она, кстати растет?

Б. Я. : - Да у избушки моей и растет, вообще-то с ней мы ладим. Дровишками она меня обеспечивает, веничком березовым люблю попариться в баньке – тоже от нее. А весной соком угощает, да и просто в тенечке посидеть под нею и поболтать с ней люблю. Зря я, видно, на нее пеняю, надо будет помириться, как вернусь.

Вед. : - Правильно, бабусенька, помирись с березкой. Вот тебе ленточка, прилетишь, подари березке, завяжи на ней ленточку, доброе слово скажи…

А пока с нами повеселись.

Выходят матрешки и русские парни.

Все:. Мы веселые матрешки

И скучать вам не дадим.

Пропоем сейчас частушки

Всех гостей развеселим.

1… Я на белую берёзу

Привяжу пелёночку,

Пусть мне аист принесёт

Милую сестрёночку.

2… Белоствольную берёзку

У крылечка посажу.

С кем гулять под ней я буду-

Никому не расскажу.

3… Я на веточку берёзы

Привязала ленточку.

Приходи ко мне, Серёжа,

Приноси конфеточку.

4… Что вы, очи, плакали,

На землю слёзы капали!

Где упали слёзоньки,

Там выросли берёзоньки.

5… Под берёзою в тенёчке

Подберёзовик растёт.

Любит мамочка сыночка,

Только воли не даёт.

6… Ой, берёза белая,

Какая я несмелая

Вот подруги посмелей-

Разобрали всех парней!

7… От берёзки до берёзки

Я тропинку проложу.

Приходи ко мне, подруга,

Все секреты расскажу.

8… Раскрасавица- берёза

Умывается росой.

Раскрасавица - девчонка

Та, что с русою косой.

ВСЕ: Мы пропели вам частушки,

Постарались от души!

Ведущая: Вот мы и вернулись в музыкальный зал родного садика «Золотая рыбка». А теперь, давайте проверим, как наши гости знают свой родной край.

Дети делятся на пары и предлагают взрослым вопросы, при правильном ответе вручают призы.

Викторина для родителей:

    Почему наш город называется Клин?

    Как называется самый старый храм в Клину?

    Как в старину называлась главная площадь Клина?

    Почему на гербе Клина изображен всадник с рожком?

    Какие детские произведения написал в нашем городе А.П. Гайдар?

    Назовите космонавта, прославившего наш город.

    Прочитайте герб Клина.

Баба Яга: прощается и улетает.

Вед: Как увлекательно путешествовать по родному краю, узнавать о его истории, о знаменитых людях, прославивших наш любимый Клин. Но пришла пора расставаться. (На экране коллаж с достопримечательностями Клина)

Дети:

Клин Торговыми рядами

Всем известен с давних лет;

И церквями и домами:

Лучше града в мире нет!

Дом с часами на Литейной -

Ох, стремителен их бег!

Пусть постройки незатейны,

Град живет седьмой уж век!

Петр Чайковский с пьедестала

Смотрит музыку даря.

Ту, что миру написал он,

А клинчанам говоря,

Что места сии прекрасны,

Их он сердцем полюбил,

Что творил здесь не напрасно,

Помнил, чтил, и не забыл!...

Скажем «спасибо» нашим гостям и попрощаемся с ними до новых встреч.

Развлечение: «Путешествие по родному краю».

Цель: Развитие связной речи через формирование гражданских чувств.

Задачи:

Образовательные: Углублять и уточнять представления детей о малой родине,

России. Расширять знания о родном крае. Закрепить представления о видах

транспорта. Учить пользоваться картой, глобусом.

Развивающие: Развивать мышление, зрительное восприятие, тонкую и общую

моторику, координацию речи с движением. Совершенствовать диалогическую и

монологическую формы речи. Обогащать и активизировать словарь. Развивать

творческое воображение и креативные способности, посредством ТРИЗ-

приемов.

Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине. уважение к труду

людей разных профессий. Формировать коммуникативные навыки,

Предварительная работа: Беседы на темы: «Город, в котором я живу», « Моя

малая родина, «Виды транспорта», «Для чего нужен транспорт?». Оформление

выставки «Чапаевск– наш город». Наблюдение за транспортом на прогулках,

чтение


художественной

литературы,

рассматривание

иллюстраций

изображением транспорта, знакомство с картой мира, России, Самарской

области. Дидактические игры: «Домики для транспорта», «Земля, вода, воздух».

Материал: Карта России, глобус, модели видов транспорта, картинки с

изображением

транспорта,

материал

опытно-экспериментаторской

Дети моделируют по картам машину, которая должна быть удобной и быстро

перевозить людей.

Воспитатель: Мы придумали необычную машину. Наша машина деревянная,

легкая, прочная. У нее крылья, как у самолета. Если дорога будет загружена,

машина полетит. Ее звуковой сигнал – пение птиц, машина пахнет не бензином, а

полевыми цветами. Путешествие начинается….. Отправляемся в город Самара!

Динамическая пауза «Шофер» с элементами логоритмики

Воспитатель: Мы приехали в город Самару. Это главный город Самарской

области. Назовите такие виды транспорта в Самаре, которых нет в Чапаевске?

(метро, троллейбус, трамвай). Назовите их одним словом (городской транспорт).

Дидактическая игра «Найди свой домик»

На столах стоят модели транспорта - самолет, машина, теплоход, у детей –

картинки с изображением разного вида транспорта. Игровое задание : дети

должны назвать вид транспорта, того, кто им управляет и помещения для

транспорта (аэродром, пристань, гараж). Подойти к нужной игрушке и положить

правильно картинку.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди придумали так много

транспорта? (чтобы можно было быстро добраться в любые уголки земли, что-

то перевезти, кому-то помочь…..)

Воспитатель: Самара - промышленный город, здесь много заводов, на которых

делают самолеты, вертолеты, ракеты и летают они по всему миру.

Самара - авиационная столица страны, где очень развита авиационная

промышленость.

Пальчиковый игротренинг «Самолеты»

В небо рвется самолет (поднимают соединенные ладошками руки вверх)

Всех ребят зовет в полет (разводят руки в стороны)

Мы с тобою полетим (качают из стороны в стороны)

С самолета поглядим (приставляют руку козырьком ко лбу)

Как рисует самолет (качают руками вперед-назад)

Белый след - назад, вперед.

Воспитатель: Внимание! Мы пролетаем над набережной огромной реки. На какой

реке стоит город Самара? (На Волге).

Правильно, красивая, русская река Волга. Много городов стоит на этой реке.

Назовите эти города (Астрахань, Волгоград, Саратов, Ульяновск, Новгород).

Едут разные машины

Есть машины легковые (медленно бегут, изображая руками руль машины)

По размерам - небольшие

Очень быстро они мчатся-

Даже птице не угнаться.

А вот это грузовик (идут топающим шагом, руки на поясе)

Он могуч, силен, как бык

Кузов для различных грузов

Помощь скорая, как птица, (медленно бегут)

По шоссе к больному мчится

По трассе медленно ползет (идут, наклонившись вперед)

Тяжелый бензовоз

Он для машин бензин везет

Под мерный шум колес.

Это что, велосипед? (бегут змейкой)

Нет дверей, кабины нет!

Лихо мчится, тарахтит

Вдоль по улице летит

Быстрей всех машин несется

Мотоциклом он зовется.

Воспитатель: Мы и вернулись домой, в город Чапаевск.

Ребенок: Обойди хоть сто дорог, обогни планету

Невелик наш городок, а дороже нету

Ветерок бежит с реки, стынет вечер близкий

Чапаевск, мой, Чапаевск, городок российский.

Цель: воспитание любви и привязанности к родному краю через легенды, сказки, притчи, стихи местных поэтов и на основе этнокультурных традиций мордовского народа.

Задачи:

Формирование знаний об истории своего народа, его языковой культуре, национальном характере, легендах, традициях;

Воспитание активных, ответственных граждан, любящих свою Родину, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции и культуру.

Развитие навыков исследовательской деятельности через изучение легенды о рождении мордовского народа.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Психологический настрой.

Кроме матери родной,

Нету матери на свете.

Кроме родины - иной

Нет родной земли на свете.

Ребята, каким чувством пронизано четверостишие?

II. Мотивация к уроку.

Давайте настроимся на то, чтобы именно таким чувством было пронизано наше занятие. Начать его я хочу с притчи:

Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато. Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми. Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему недостает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то! - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:- Где родился там сгодился, - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его. Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный. Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку. И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира. Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

II I . Определение темы урока.

Как вы думаете, почему урок мы начали с этой притчи?

Молодцы, ребята, правильно, мы будем говорить о родном крае и о том, что с ним связано.

I V . Актуализация знаний о родном крае.

1.Беседа.

Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?

Что вы знаете про свою малую родину?

(Дети называют область, район, название села).

2. Изучение стихотворения А.Большакова «Кивать»

Учитель: много стихотворений о родном крае написали местные поэты: В.П.Ефимов, Л.М.Шапошникова, А.Большаков. А сейчас я хочу предложить повторить всеми нами любимое стихотворение А.Большакова «Кивать».

(Читают наизусть по цепочке стихотворение А. Большакова «Кивать»).

Кивать.

Источника святого сила,

Купели чистой благодать

И слышится мне вздох России

В селе с названием Кивать.

Здесь по традиции воскресной,

Без суеты, уже давно,

Пекут подовый хлеб чудесный.

И варят вкусный квас хмельной.

Рассвет узором тонким выткан,

Судьба у времени в тисках,

Истории живая нитка

Забилась жилкой у виска.

Мне видится, как под горою,

Не протрезвевшие с утра,

Идут в тужурках чёрных трое

Казнить священника Петра.

Как в годы мутного броженья

Беда склонилась над селом,

Как светлый храм от разрушенья,

Крестьянской мудростью спасён.

Ступеней скрип на колокольне

И терпкий запах старины.

Младенца лик хранит икона

На пасху праздничный пирог

И стих под куполом церковным.

Густой мордовский говорок.

Путь к роднику тропинкой вьётся

И через мостик над ручьём

Ведёт к «поповскому» колодцу,

К воде богатой серебром.

Источника святого сила,

Купели чистой благодать.

Живёт великая Россия

В селе с названием Кивать.

А.Большаков.

Что вы можете сказать об отношении поэта к Родине?

Какие достопримечательности села описываются в данном стихотворении?

Спасибо, молодцы! А теперь давайте совершим с вами небольшую заочную экскурсию и полюбуемся достопримечательностями села.

3. Игра «Соотнеси картинки» и описание. (Достопримечательности села)

Цель - кратко рассказать о достопримечательностях села.

- (Дети работают в группах, соотносят картинки с описанием).

Здесь проходит Всероссийский фестиваль мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери земли»); (Этнографический комплекс «Мордовская усадьба»).

Недалеко от этого места в лесу погиб псаломщик местной церкви Пётр Павлов, поэтому вода в нём считается святой (Святой источник);

Почему в народе звали его «Лёватка» никто не помнит, но в далёкие 70 годы он был сборщиком старых вещей, которые менял на воздушные шары, что доставляло детям большое удовольствие (Лёваткинский родник);

Название ему никто не дал, поэтому в народе его называют «Безымянным» (Безымянный родник);

Это уникальное сооружение, он один из немногих в нашей Симбирской митрополии, который не закрывал свои двери даже в годы лихолетья. На нем держалась вера православных людей, населяющих наш район (Храм в Честь Иконы Казанской Божьей Матери);

У мордвы, огороженное плетью место для мольбища в лесах, в полях, на лугах;

Есть предание, стремясь показать свою силу, мордовский богатырь, наместник Ивана Грозного, Надей срыл дёрн земли площадью 1кв. метр, подняв ношу над головой, принялся шагом измерять территорию. С тех пор и величают его Сила - Мурзой (площадка Сила Мурзы).

Учитель: Как говорит в своём стихотворении поэтесса Елена Руль:

Уголки нашей Родины малой

Нас к себе очень часто влекут

Во сне, в воспоминаниях детства

Красоту эту видеть зовут.

Вся эта красота находится в нашем селе.

4. Легенда о рождении мордовского народа.

Скажите, а жители какой национальности проживают в нём?

А как появился мордовский народ?

«Легенда о рождении мордовского народа» - рассказывают дети.

Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньку и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

А откуда узнали эту легенду?

Ребята, а вы хорошо знаете свой родной язык?

Любите его?

Давайте проверим знание языка и поиграем в игру «Знатоки родного языка».

5. Дидактическая игра - работа в группе (две группы) «Знатоки родного языка».

Цель - привитие интереса к изучению эрзянского языка.

Правила игры: выбирают раздел, задание на количество баллов, если не смогут ответить, отвечает команда соперников и баллы переходят им, в конце игры подсчитывают количество баллов. (Всего 20 вопросов).

Вопросы:

10 - «Мать» на эрзянском языке;

20 - «Отец» на эрзянском языке;

30- слово «сестра» на эрзянском языке;

40- слово «брат» на эрзянском языке;

50 - слова «девочка», «мальчик» на эрзянском языке.

10 - женская рубашка из белого холста;

20 - праздничный женский головной убор;

30 - длинная распашонка из белой холщовой ткани с вышивкой;

40 - набедренная повязка девушек и замужних женщин;

50 - икельга паця.

3.Боги мордвы.

10 - мифический образ символизирующий зло;

20 - мифический образ символизирующий счастье;

30 - лесной дух, покровительница, хозяйка леса;

40 - мифический образ - дух воды;

50 - самый главный персонаж, богатырь, обладающий несокрушимой силой, мудростью и хитростью.

4.Украшения.

10 - наушные украшения;

20 - украшение на пальце;

40 - нагрудная застёжка;

50 - через плечное украшение.

Подсчёт баллов, выявляется команда «Знатоков родного языка»

Учитель: Эрзянский язык — богатство, которое нам всеми силами надо сохранить и гордиться им.

5.История возникновения села Кивать.

Мы знаем, как появился мордовский народ, знаем родной эрзянский язык, а как же возникло наше мордовское село?

Работа с церковно приходской летописью (ксерокопия - выборочное чтение).

Как сказано в «Церковно-приходской Летописи Богородице-Казанской церкви с. Кивати» - «… Прихожане - мордва эрзянского племени, выселенные сюда по сказанию летописца священника Иоанна Тихомирова из сел Карсунского уезда, Кивати и Кандарати…». Отсюда можно заключить, что выселенные мордва основали село с таким же названием - Кивать (Название которого связано с водой).

Вопросы для выборочного чтения:

Из какого уезда переселился народ?

Из каких сёл?

Прочитайте, какой вывод можно сделать о названии села.

6. Устное народное творчество мордовского народа..

Учитель. Мордовский народ не только глубоко чтит родной язык, изучает историю родного края, но и передаёт из уст в уста творчество своего народа. В легендах говорится, что среди мордовских божеств существовало злое мифическое существо «Варда» в образе девочки оборвыша и доброе существо «Уцяска», в переводе «Счастье».

Ребята, а давайте вспомним в какой мордовской народной сказке мы встречались с этими персонажами? («Девушка Берёзка»)

Что символизирует образ «Варды»? Образ «Уцяски»?

Кратко расскажите сюжет сказки:

Варда сестру к обрыву заманила, сырой землёй завалила. На этом месте вырастает берёзка. Проходившие мимо музыканты, делают из берёзки скрипку, которая вновь превращается в Уцяску. Сказка заканчивается тем, что Добро побеждает Зло.

Давайте попробуем выразить характер героев.

2.Инсценирование отрывков - работа в группе.

Задание: Вам нужно войти в образ героев - девочек и инсценировать отрывки.

Первая группа

Уцяска: Как здесь хорошо! Какой воздух чистый, а сколько грибов! Собирай, Вардушка!

Варда: Фу, какой лес противный, эти ветки все мои ручки ободрали. Надо было тебе сюда идти! Тащи теперь эту корзинку, наклоняйся, надрывайся!

Уцяска:Давай я тебе помогу, грибочков и для тебя наберу. Вот, смотри, какие крепкие, красивые.

Варда: Лучше бы дома сидели, на печке грелись.

Вторая группа

Варда: Ой, моё колечко, вниз укатилось (плачет) .

Уцяска:Не плачь, сестрёнка, я тебе своё отдам.

Варда: Не нужно мне твоё, ты меня сюда привела, ты кольцо моё и доставай.

Уцяска:Ну что ж, подожди, сейчас я его достану.

Ведущая: Спустилась младшая за кольцом, а край оврага осыпался, и завалило девушку землёй.

Уцяска: Помоги, сестрица! Сестрица, помоги!

Варда: Как же! Полезу я помогать. Так тебе и надо! Пойду домой скорей, глядишь меня и похвалят. (Берёт корзинки и уходит) .

Чем закончилась сказка?

(Сказка закончилась тем, что Уцяска вышла замуж за музыканта, а Варда - злое существо вообще исчезло из жизни)

А в жизни добро всегда побеждает зло? (не всегда)

От кого это зависит? (от ситуации, от человека…)

Учитель. В заключении я хочу пригласить Вас в гости к одной из героинь этой сказки. Вот две избы, в одной живёт Уцяска, а в другой Варда. Подумайте, к кому бы вы хотели зайти, пройдите к той избе.

Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор.

(Нужно подвести к тому, что если Зло оставить в одиночестве, оно и дальше будет совершать злодеяние, поэтому надо обязательно зайти к Варде, чтобы побудить в ней Добро)

V . Подведение итога.

Почему занятие заканчиваем сказкой? Как она связана с темой нашего занятия «Путешествие по родному краю»?

(Ответы детей)…

Вывод. Это сказка нашего мордовского народа. В сказках народ стремится преодолеть зло, хотя бы с помощью волшебства. Какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой, способный его победить, ради того чтоб на его родной Земле царил мир. Давайте, же беря пример с добрых героев сказок стремиться к добру, чтобы наш родной край всегда был гостеприимным и радушным уголком нашей Родины!

VI . Рефлексия.

Что вы взяли для себя с занятия?

Что именно понравилось?

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке мне было легко …

Сегодня на уроке мне было трудно …

Сегодня на уроке я чувствовал …

Как вам было сегодня на уроке, выразите своё настроение выбором смайлика.

Список литературы

2. Выписка из летописи храма в Честь Иконы Казанской Божьей Матери.