Рефераты Изложения История

Правления династии цин цветком которым. Династий мин и цин в китае

Раньше китайские покупатели произведений китайского искусства придерживались образцов керамики и художественных произведений династии Цин (1644–1912 гг. н. э.) и династии Мин (1368–1644 гг. н. э.), в то время как западные покупатели стремились к более старым работам.

Когда Майкл Басс, вице-президент фирмы Christies («Кристиз» - Лондонская аукционная фирма) организовал в 2000 году отдел китайской керамики и произведений искусства, приблизительно 80% коллекционеров в комнатах продаж были американцами.

«Затем в 2005 и 2006 годах начался приток покупателей не с запада, а из большого Китая», - сказал Басс. - За прошедшие три года 40-60% покупателей - китайцы... Они диктуют характер продаж».

Эти китайские покупатели, зацикленные на императорской керамике династий Цин и Мин, превосходят по количеству западных покупателей. Они избегают более старых работ, по-видимому, считая позорным владеть предметами, которые были захоронены вместе с мёртвыми.

Но за последние шесть–семь лет даже китайцы занялись коллекционированием более ранних художественных работ, согласно Бассу. Теперь они также интересуются глиняной посудой династии Тан, архаичными изделиями из бронзы и древними нефритами - те же самые категории, которые традиционно привлекли западных покупателей.

«Теперь рынок действительно широк, - сказал Басс. - И интерес проявляется ко всем этим категориям».

Всё же не следует говорить, что рынок полностью повернулся к более ранним династиям. Коллекционеры и дилеры продают на аукционе то, что, как они думают, принесёт им доход.

На большинстве главных аукционов китайского искусства в последние годы объекты династии Цин часто составляют приблизительно половину лотов. Хотя интерес к керамике Мин и Цин, как ожидают, не остынет в ближайшее время, «нефриты и изделия из бронзы уже поднялись в цене», сказал Басс.

Это может означать, что другие сегменты из более ранних китайских работ скоро также повысятся в цене, и в центре внимания могут оказаться американские коллекционеры, которые продолжают собирать более ранние работы.

«Множество американцев все ещё ищет раннюю керамику - это "скачущая Танская лошадь", "симпатичная дама" времён династии Тан или произведения искусства династии Хань», - сказал Басс.

И для них текущие цены привлекательны. Подавляющее большинство ранних нефритов и керамики оценено менее чем 20000$, со многими качественными поправками - всего в несколько тысяч долларов.

Очевиден побочный инвестиционный стимул: огромная история искусства Китая может многое предложить. Каждая династия принесла с собой различный образ жизни, новые стили костюмов и отличающуюся культуру, которая проявляется как индивидуальный аромат в искусстве этой эпохи.

Китайская культура насчитывает история в 5000 лет, и династии Мин и Цин вместе занимали отрезок времени только в 544 года из тех лет. Находки более раннего периода, предшествующего двум последним династиям, представляют большой интерес для культурных и любознательных людей.

Китайское искусство по периодам

Неолитический период (3000–1500 годы до н. э.)

Художественные работы этого периода, которые мы сейчас имеем, главным образом состоят из нефритов и керамики. Они действительно имеют отличительную особенность от работ того времени, когда китайская цивилизация была горсткой племён.

Глиняная керамика была часто окрашена красно-чёрными большими круглыми абстрактными и геометрическими фигурами. Предполагается применение кистей, которые будут использоваться повсюду в течение долгой истории Китая, согласно записям из работ Mets Heilbrunn Timeline of Art History («Хронология истории искусств» Музея «Метрополитен»).

Из всех аспектов неолитической культуры Met Museum (Музей «Метрополитен») называет изделия из нефрита «самым длительным вкладом в китайскую цивилизацию».

Нефрит является таким твёрдым веществом, что он не поддаётся резке, но шлифуется при помощи песка кварца или граната. Замечательно, что неолитические ремесленники работали по нему в больших объёмах, несмотря на такой трудоёмкий процесс.

Основываясь на открытии нефритовых погребальных изделий, учёные поясняют, что эти культуры ценили нефрит из-за его способности, как они верили, сохранять мёртвых.

Династии Шан и Чжоу (1523–256 годы до н. э.)

Бронзовые сосуды - основные произведения искусства эпохи этих династий, которые мы имеем сегодня. Совершенное качество поверхностных деталей на изделиях из бронзы поразительно. Анималистские формы и мотивы, включая культовый образ taotie (голодное животное), широко использовались на сосудах этого периода.

Эти сосуды имели динамические формы, которые сначала делались по образцу керамических форм и постепенно развились, став более сложными с развитием технологии. Они использовались для ритуальной пищи и винных жертвоприношений.

Династия Цинь (221–206 годы до н. э.)

Династия Цинь считается первой династией Китая, объединившей страну. Знаменитые «Терракотовые воины», найденные в огромной могиле первого императора, являются свидетельством передового художественного производства. Тела воинов были изготовлены конвейерным способом, но ни одно лицо не походит на другое.

Поскольку эпоха существования этой династии была короткой и беспокойной, большинство художественных работ этого периода идентифицированы как принадлежащие предыдущей или последующей династиям.

Династия Хань (206 год до н. э. – 220 год нашей эры)

Большинство китайцев сегодня считают себя «ханьцами», потому что во время династии Хань действительно сформировалась китайская культурная идентичность. Империя раскинулась от Великой стены до Южно-Китайского моря.

В течение периода Хань были изобретены бумага и глазурованная керамика, процветала литература и дипломатия с Западом.

Керамические фигурки, сосуды и другие предметы в форме животных и башен - главные художественные работы, уцелевшие от этой династии.

Шесть династий (220–586 годы н. э.)

Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны (почему и было шесть династий во время этого периода), процветали Буддизм и Даосизм, а также поэзия, благодаря изобретению деревянного печатного станка.

Выделяется керамика этого периода, особенно изделия из зеленоватого и зеленовато-серого фарфора династии Цзинь.

Династия Суй (581–618 годы н. э.) Династия Суй славится своей прекрасной белой глиняной керамикой, выполненной в простых формах и обожжённой с прозрачной глазурью. Процветала буддийская скульптура, которая испытывала большое влияние индийского стиля.

Династия Тан (618–906 годы н. э.)

Династия Тан расценена как вершина китайской цивилизации. Великий шёлковый путь принёс различные влияния от иностранных государств, и все формы художественного выражения - живопись, литература, ваяние и керамика достигли беспрецедентного уровня утончённости.

Один из наиболее культовых типов танских художественных работ - раскрашенная керамическая лошадь или верблюд. Часто встречаются работы, где реалистично выглядящее животное находится в сопровождении западного конюха или всадника.Пять династий (907–960 годы н. э.)

Хорошие времена династии Тан закончились вместе с ослаблением императорского контроля. Но художники периода Пяти династий далее развили технику использования ценившегося белого фарфора. Пейзажная живопись получила мифическое направление благодаря новому стилю, отражающему даосское восприятие природы, который станет признаком живописи династии Сун.

Династия Сун (960–1279 годы н. э.)

Первая половина эпохи этой династии была мирной, вторая же половина полна переворотами. Художественные работы этого периода наполнены покоем. Пейзажи вызывают у зрителя сдержанные эмоции. Сюжетная сторона керамики Сун приближалась к житейской. Работы имели простые линии, особенно те, которые обжигались в печи Цычжоу в Северном Китае.

Династия Юань (1271–1368 годы н. э.)

Это была монгольская династия - первый раз, когда Китаем управляла иностранная держава.

Коренные китайские и кочевые монгольские особенности в искусстве смешались, и появились работы, имеющие мотивы животных, смелую живописную манеру и динамические формы. При дворе использовались сюжеты тантрического Буддизма, также проявляющегося в производстве мандал и скульптур языческих божеств в классических монгольских формах.

Династия Мин (1368–1644 годы н. э.)

Стремясь восстановить первенство китайской культурной специфики, некоторые художники обратились к древним формам в своих керамических художественных изделиях и скульптуре. Всё же в ранний период династии Мин декоративное искусство проявляло черты «богатого эклектического наследства монгольской династии Юань», как сказано в эссе Heilbrunn Timeline of Art History (Хронология истории искусств) Музея «Метрополитен».

Особенно замечательны сине-белые и раскрашенные изделия и эмаль.

Династия Цин (1644–1912 годы н. э.)

Последняя китайская династия Цин управлялась маньчжурами, а не этническими ханьцами.

Искусство и культура процветали при императорах Канси и Цзиньлуне.

Тщательно продуманные, многоцветные композиции появились на разрисованном иллюстрированном фарфоре и картинах. Мастерство изготовления нефритовых изделий достигло новой высоты в некоторых умных и изящно выполненных работах.

В конечном счёте западный спрос на эти культурные и коммерческие изделия привёл к крушению династии.

8. «Ортодоксы» и «эксцентрики». Художники династий Мин и Цин

Родные императоры из низов

Добрый день! Мы продолжаем наши разговоры о живописи Востока, и сегодня мы снова обращаемся к китайской живописи, на этот раз уже XIV-XVI веков. И нельзя не отметить, что, говоря об этом периоде в истории Дальнего Востока, не только Китая, но Японии и Кореи, сразу бросается в глаза сходство многих процессов с европейскими метаниями духа, которые получили название Ренессанса. Действительно, поиски классических истоков в стиле побуждают искать параллели в европейских явлениях, однако на самом деле при некотором сходстве процессов накладывание таких готовых схем, как и определений, таких, например, которые нам дает западно-европейская традиция, - распределять периоды на Средние века или Возрождение - все-таки не поможет нам навести резкость, а, скорее, исказит наше понимание явлений.

Для художников династии Мин, в отличие от их собратьев предшествующей эпохи Юань, действительно ключевыми становятся именно вопросы поиска стиля, вопросы художественного самоопределения, а не политико-социального самоопределения. Почему же так происходит? И в поисках ответа на этот вопрос давайте обратимся к истории.

Правление монгольской династии Юань рассыпалось как под ударами природных бедствий, таких, как разлив Хуанхэ, так и народных восстаний, из которых самым важным и, надо сказать, успешным стало восстание Красных повязок, с руководства одним из отрядов которых и началась карьера, собственно, первого императора династии Мин в 1368 году. Крестьянский сын по имени Чжу Юань-чжан, он был самого простого происхождения. Став уже к тому времени генералом, он провозгласил себя первым императором новой династии и основал столицу этой новой династии в городе Нанкине.

Надо заметить, что и первый император, и некоторые последующие были весьма подозрительны и не всегда доверяли даже своему ближайшему окружению и сподвижникам, что привело к многочисленным репрессиям и казням и заключениям в тюрьмы многих в принципе действительно лояльных этой новой китайской, родной, по сравнению с предшествующей династией Юань, власти. Мы говорили о том, что художник Вэнь Тун, например, пал жертвой этих репрессий и умер в заключении, но надо заметить, не всегда это было без оснований, и действительно борьба за власть была очень жесткая, особенно в первые десятилетия правления династии, то есть в начале XV века.

Уже внуку императора Чжу Юань-чжана, третьему императору династии Мин, как он ни старался обезопасить свою власть от посягательств своих ближайших родственников, ему это все-таки не удалось, и его дядя, более известный под именем генерала Чжу Ди, спалив Нанкин в 1402 году, принял титул третьего императора династии Мин и вместо Нанкина провозгласил столицей город Пекин, который и с этого времени становится и пребывает до сих пор столицей Китая. Поэтому в некоторых источниках можно встретить датировку такого второго основания династии Мин - 1402 год.

Именно по его распоряжению начинается восстановление Пекина и фактически строительство нового императорского дворца, сейчас нам известного как «Запретный город». И мы видим знакомую всем по схемам, по картинкам, по репродукциям эту красивую схему чередующихся дворов и грандиозных павильонов на свитке уже XVI века из Британского музея. Именно здесь как раз и находилась императорская коллекция живописи, к которой мы так часто обращаемся и которая сегодня хранится в разных музеях, главным образом, в самом Пекине, а вторая часть находится на Тайване.

Здесь же жили многие художники, миссией которых было, конечно, рисовать портреты самих императоров, и благодаря этому нам сохранился их облик, и, конечно, украшать монументальной живописью и свитками сам дворец и все его многочисленные павильоны, от официальных залов приемов до самых камерных жилых покоев. Мы знаем по источникам, что для украшения дворца было нанято в начале XV века более ста тысяч художников и ремесленников, то есть это была совершенно грандиозная стройка и весьма грандиозное художественное мероприятие.

Таким образом, возвращение китайской, ханьской династии сняло вопрос политической оппозиции с художников по отношению к новой власти, как этот вопрос стоял при династии Юань, иноземной, совершенно не пользующейся популярностью. Таким образом, для художников уже не было знаком проявления лояльности уход в отшельничество или отказ от государственных постов. Они могли благодаря этому, конечно, сосредоточиться в большей степени на вопросах стиля.

Вопросы стиля и воссоздание Академии

И надо сказать, эти вопросы стиля действительно были весьма актуальны, так как к этому времени существовало, как мы уже не раз замечали, две таких главных линии: это академическая живопись художников-профессионалов, или «академиков» и направление, – скорее так его правильно к этому времени называть, в большей степени, чем стиль, - живопись художников-литераторов, или вэньжэньхуа.

Надо сказать, что не только профессиональные художники, что естественно, но и непрофессиональные занимались вопросами стиля, в частности, он волновал императоров. Например, император Сюандэ, пятый император династии Мин, который был покровителем искусств, и сам был превосходным художником. Мы видим, например, что он мог в одном свитке склоняться в сторону художников-литераторов, как, например, в этой композиции с изображением играющих гиббонов, который написан тушью, с небольшими вкраплениями легких цветных красок.

А с другой стороны, ему так же и не менее импонировал и классический академический стиль тщательной кисти (гун-би), в котором он как раз решает свиток, созданный им в подарок одному из его придворных. Это благопожелательный свиток, пожелание богатства и процветания, символом которого традиционно считается пион. Мы видим, как тщательно он изображает и сам цветок, и с любопытством взирающего на этот подвешенный в вазе цветок и, по-видимому, немножечко шатающегося кота, который изображен в нижней части свитка. И мы видим посвятительную надпись – ровные ряды иероглифов дополняют всю композицию.

Минские императоры действительно искали в династии Сун свое оправдание и очень часто себя соотносили не только через художественные образы, но и через исторические, через политические факты, и, безусловно, создание и восстановление Академии живописи было для них очень важным событием.

Тем не менее они на самом деле не создали Академию, не воссоздали Академию в том виде, в котором она была при династии Сун, но оставили сложившуюся, как ни странно, при династии Юань систему найма художников, и благодаря этому Академию можно было чрезвычайно расширить, а ее сделали привлекательной, раздавая многочисленные титулы и должности всем художникам.

Вот, например, художник Лю Цзюнь, работу которого мы сейчас видим. Написана она как раз в классическом стиле династии Сун на сюжет «Возражение императору», когда чиновники не согласны и, видя, что император ошибается, не боятся сказать ему правду в лицо, и император милостиво выслушивает критику. Лю Цзюнь как раз уже носил военный титул. Конечно, это была не должность, он не участвовал ни в каких сражениях, а имел титул главнокомандующего гвардии. Художникам выдавалась также специально вышитая униформа, которая соответствовала военным должностям.

Он работал при просвещенном императоре Чжу Ютане, который правил в конце XV века - в начале XVI, с 1487 по 1505 год, при котором как раз расцвели многочисленные искусства, и не только живопись, но каллиграфия, и поэзия, и литература. Если мы посмотрим немного внимательнее на этот свиток, то увидим, что, безусловно, он написан вполне в традиционной манере, но если художников династии Сун XI-XII веков интересовало построение все-таки более натуралистичного или, правильнее будет сказать, реалистичного окружения, отчасти передача воздушной перспективы, то здесь все внимание сосредоточено на фигурах, на самом сюжете, а обрамление носит, скорее, более символическое значение. Например, размеры цветов пионов, если мы посмотрим соотношение масштабов, достигают человеческого роста, и рядом небольшие, а по сравнению с пионами и вовсе крохотные сосны и так далее. То есть вот эта игра с масштабами, нарушение их, свидетельствует о том, что сместились акценты с передачи воздушной, атмосферной среды, в пейзаже в том числе, на, скорее, его символическое значение.

Но не все художники работают в таком прямо официальном ключе. Многие разрабатывают и придерживаются более классических трактовок, как, например, художник Ван Э, который в своем пейзаже «Смотря вдаль из павильона на берегу реки» почти воспроизводит классические пейзажи династии Сун в стиле Ма Юаня. Он тоже был коллегой предыдущего художника и также работал при императоре Чжу Ютане, который называл его «современным Ма Юанем» и высоко очень ценил его творчество.

Однако, если мы вспомним, например, пейзажи того же Го Си или Ма Юаня, мы увидим, что здесь нет на самом деле того внутреннего такого скрытого напряжения и драматизма, который мы видим или ощущаем в живописи династии Сун. Здесь, притом, что художника интересует и воздушная перспектива, и передача туманов, и дымок, и вот эти вот градации туши и воздушной среды, у него более спокойная, уравновешенная композиция. И надо сказать, вот эта дотошность и тщательность в пер...

И просуществовала около 260 лет.

Династия была основана в 1616 году на территории Маньчжурии (северо-восток современного Китая) и вскоре, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Китае, где центральная власть была ослаблена многочисленными крестьянскими восстаниями, подчинила себе весь Китай, а затем часть Монголии и Средней Азии. Таким образом, нация численностью менее 1 млн человек покорила 150-милионный народ. На первом этапе династия Цин, чтобы укрепить свою власть и позиции в Пекине, издала указ, согласно которому под страхом смертной казни каждый мужчина в империи был обязан одеваться в маньчжурском стиле и брить макушку, как это было принято у маньчжуров.

Тем не менее, маньчжурское правительство довольно быстро окитаезировалось, и, начиная со второго цинского императора в Китае (Канси), правители стали говорить на китайском языке, а правительственные должности отдавались китайским ученым. Все это помогло преодолеть напряжение между китайской и маньчжурской аристократией, и в стране более чем на 1,5 столетия наступили мир и процветание, словно затишье перед последовавшей за этим бурей.

Первая половина цинского периода отмечена ростом населения и развитием экономики. Вплоть до конца XVIII века после отмены в 1684 году запрета на торговлю с другими странами Китай, торгуя шелком и чаем, получал огромное количество серебра, пока этот поток не был перекрыт поставками опиума. Однако в целом цинское правительство продолжало политику самоизоляции, которая, в конце концов, привела к насильному открытию страны европейскими державами.

Наука Китая, когда-то занимавшая лидирующее положение во всех областях, все больше отставала от европейской, углубляясь в философию. Знания, полученные от европейских миссионеров, китайцы воспринимали с недоверием и не использовали для развития собственной науки. В конечном итоге это постоянно растущее отставание стало самым большим недостатком китайском цивилизации.
Больших успехов Китай достиг в искусстве, которое переживало очередной подъем. Создавались фундаментальные энциклопедии, содержащие накопленные знания, развивалась живопись, драматургия и литература (появился первый роман, написанный разговорным языком - «История камня, или Сон в Красном тереме», рассказывающий о судьбе аристократической семьи).

Мирное правление династии Цин было нарушено в последние годы жизни императора Гао-цзуна (1736 - 1795 гг.). В это время среди низших слоев населения, а затем и среди недовольных образованных людей, не попавших на государственную службу, распространился культ «Общество Белого Лотоса». Неконтролируемый рост секты вызвал подозрение у правительства, приказавшего провести расследование, но последовавший за этим беспредел чиновников на местах привел к вооруженному восстанию. Члены «Общества Белого Лотоса», чьи ряды пополнили разбойники, стали нападать на правительственные конторы в деревнях. В это же время на юге взбунтовались племена мяо. На подавление восстаний у императорской армии ушло несколько лет, что показало Западу несостоятельность китайских вооруженных сил и сильно подорвало авторитет правящего дома. В дополнение к этому в конце XVIII века на Тайване стали формироваться тайные преступные группировки - «триады», которые в тот период выступали против маньчжурского императора и изнутри подтачивали фундамент династии Цин. Интересно, что эти криминальные сообщества существуют по сей день.
Отмена запрета на торговлю с другими странами совершила настоящий торговый бум: в конце XVIII - начале XIX вв. португальцы, голландцы, англичане и американцы закупали в Кантоне и Макао чай и шелк, оплачивая товар импортом текстиля и американским серебром. Экспорт Китая значительно превышал импорт, пока англичане, а вслед за ними и американцы, не стали ввозить в Китай опиум. Наркотик оказался насколько хорошо продаваемым товаром, что уже с 1828 по 1836 гг. импорт превысил экспорт на 36 млн. долларов.

К тому времени Англия стала самой мощной капиталистической страной, а торговля опиумом в Кантоне заняла важное место в британской экономике. Объемы наркотика, поставляемого в Поднебесную, росли в геометрической прогрессии. Многие аристократы и чиновники превратились в настоящих наркоманов, деградация охватила все слои населения. Китайское правительство наложило запрет на торговлю зельем, но это привело только к нелегальной торговле, контрабанде и коррупции. В попытке пресечь неиссякаемые потоки опиума в Китай в марте 1939 года специальный уполномоченный Линь Цзе-сюй потребовал у британских и английских торговцев прекращение ввоза наркотика и конфисковал у них наличных запасы опиума, уничтоженные в морской воде. Вслед за этим английское правительство объявило действия китайцев незаконными и потребовало компенсации убытков, а также дополнительных льгот для своих предпринимателей и предоставление в их распоряжение некоторых территорий. Не получив ответа от Китая, в апреле 1840 года Великобритания объявила войну. Вскоре к англичанам присоединились американцы. Китай потерпел в первой опиумной войне поражение и в 1842 году был вынужден подписать Нанкинский мирный договор, согласно которому помимо значительных сумм контрибуции Великобритания получала в бессрочное владение Гонконг, доступ для торговли в пяти портах: Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу, Шанхай и Нинбо - низкие пошлины на ввоз своего товара и другие привилегии.

Этот договор стал переломным моментом в китайской истории, после которого начался период новой истории Китая. Нанкинский договор и дополнительное к нему соглашение поставили Китай в неравноправное положение в его отношениях с Великобританией. За ними последовала серия подобных же неравноправных соглашений.

В 1844 году были подписаны договоры с США и Францией, распространявшие на эти страны права и привилегии, которые были предоставлены Великобритании. На 60 лет страна превратилась в полуколониальное и полуфеодальное государство.

Аппетит Запада, нашедшего в лице Китая гигантский рынок сбыта и постоянный источник дохода, постоянно возрастал. Спустя несколько лет после подписания мирного договора, англичане потребовали пересмотра условий и открытия городов, т.к. до этого все иностранцы жили в специальных концессиях. Одновременно с этим Китай стали разрывать бесконечные мятежи, пиратство, процветающая контрабанда, в том числе нелегальная торговля китайскими рабочими. Ненависть местного населения к «варварам» достигла своего апогея: на европейцев нападали на улицах, забрасывали камнями, но это не остановило англичан. В октябре 1856 году Англия и Франция развязала новую войну против Китая. В мае 1858 года объединенная армия захватила Тяньцзинь, расположенный всего в 150 км от Пекина: цинское правительство было вынуждено в спешном порядке заключить новый договор. Условия Тяньцзиньского договора стали еще более тяжелыми для Поднебесной: к огромной контрибуции прибавлялось создание в Пекине постоянных иностранных посольств, открытие дополнительных портов, разрешение иностранным миссионерам свободно проповедовать свою религию, открытие реки Янцзы вплоть до Ханькоу, низкие торговые пошлины и, наконец, легализация торговли опиумом (Источник: Р.Крюгер, «Китай: полная история Поднебесной»).

Война, однако, на этом не закончилась. В 1859 году Англия и Франция потребовали снять оборону на реке Байхэ, но получила отказ. Вскоре за этим произошла случайная военная стычка в окрестностях Тяньцзиня, в котором китайцы одержали победу, убив около 400 солдат противника. В ответ на это в 1860 году объединенная армия захватила Тяньцзинь и подошла к Пекину. Император Сяньфэн бежал, укрывшись за Великой Китайской стеной. В октябре того же года англо-французская армия разграбила Летний дворец Юаньминъюань в окрестностях Пекина. Вскоре цинское правительство вновь было вынуждено подписать позорный и неравноправный мирный договор. Пекинский договор подтверждал все пункты Тяньцзиньского, кроме того, Англия получала полуостров Коулун, а Китай обязан был выплатить дополнительную контрибуцию.

Практически одновременно со второй опиумной войной в Китае разгорелось самое жестокое в истории Поднебесной крестьянское восстание, впоследствии получившее известность как Восстание тайпинов (1850 - 1864). Предводителем восстания стал китаец-христианин Хун Сюцюань, родом из крестьянской семьи, провозгласивший себя младшим братом Иисуса Христа. «Тайпин» (taiping, 太平) в переводе с китайского означает «Великое спокойствие».

Идеи Хуна вместе с ненавистью к маньчжурам и варварам с Запада очень быстро нашли отклик в широких народных массах: за несколько лет общество превратилось во влиятельную и агрессивную силу. Основную массу тайпинов составляли разорившиеся крестьяне, городские рабочие, частично - члены триад, желающие свергнуть правительство. Одним из признаков тайпинов были длинные волосы - протест против маньчжурской стрижки, которую обязаны были носить все мужчины в Империи Цин. В 1851 году около 20 тысяч тайпинов объявило о создании Небесного государства Великого равновесия. В марте 1953 года разросшаяся до двух миллионов человек армия тайпинов заняла Нанкин, который Хун Сюцюань переименовал в Тяньцзин и сделал своей столицей. Так, тайпины фактически строили свое государство внутри циньской империи. Они издавали новые законы, проводили земельную реформу и даже создали новый календарь. В Небесном государстве было запрещено вино, табак, опиум, азартные игры, внебрачные связи, а также наложницы и бинтование женских ног. Земля, принадлежавшая Богу, справедливо распределялась между всеми мужчинами и женщинами.

В 1856 году в руководстве государства между небесными князьями начались споры за власть, как обычно сопровождаемые убийствами. Воспользовавшись ослаблением власти в Тайпине, цинская армия начала наступление. Европейцы в этой войне предпочли поддержать маньчжуров, отказав на призыв китайских «братьев-христиан», считая, что общество тайпинов не только является аморальным, но и представляет собой угрозу для торговли. В 1864 году Тяньцзинь был захвачен, а «небесный князь» покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Так при поддержке Англии, Франции и США цинскому правительству удалось подавить крестьянское движение тайпинов, продержавшееся 14 лет.

Последующие 40 лет Китай продолжали делить мировые державы, находя для военной агрессии все новые поводы, а также устанавливая протекторат над странами-данниками Поднебесной, среди которых оказались Бирма, Корея и Вьетнам. К концу XIX века Тайвань и остров Рюкю стал принадлежать Японии, России на двадцать пять лет достался Порт-Артур, Англия господствовала в Гонконге, Кантоне, Шанхае и на северной оконечности полуострова Шаньдун, Германия взяла в аренду на 90 лет область Цзяочжоу на севере провинции Шаньдун, Франция арендовала на 99 лет залив Гуанчжоу.

В то же время, начиная с 60-х годов XIX века, цинское правительство, поняв свое кризисное положение, предприняло попытки к заимствованию у Запада передовой науки. Однако процесс индустриализации шел очень медленно, что было во многом связано с традиционным китайским менталитетом, рассматривающим любые другие народы как варваров, а подражание им - как унижение нации. К тому же правящая тогда в качестве регента при малолетнем сыне, а затем при малолетнем племяннике, вдовствующая императрица Цыси плохо представляла себе положение дел в стране, тратя миллионы на строительство роскошных дворцов, в то время как стана была вынуждена брать кредиты у России, Британии и других держав.

Реформаторы с новой силой дали о себе знать после коронации восемнадцатилетнего императора Гуансюя, племянника Цыси, в 1889 году, после которой императрица официально уступала трон новому правителю, но фактически ее влияние при дворе осталось прежним. Гуансюй был увлечен западными знаниями и с интересом отнесся к идеям Кан Ю-вэя, молодого ученого из Кантона, активно выступающего за реформирование страны. В результате личной встречи императора с ученым было объявлено о начале «100 дней реформ»: изменения должны были затронуть промышленность, образование и государственное устройство. Чиновничество забило тревогу, а вдовствующая императрица при поддержке своей партии в сентябре 1898 года осуществила государственный переворот, отстранив императора от власти и снова заняв трон. Все указы, принятые во время «100 дней» были отменены, но машина реформирования была уже запущена, и ничто не могло заглушить общественное мнение, все громче требующее перемен.

Народное недовольство выливалось в восстания, среди которых самым масштабным стало «боксерское» или ихэтуаньское движение (1899 - 1902 гг.). «Боксеры» выступали против вмешательства «варваров» в экономику, религию и политику Китая и жестоко расправлялись с христианами и «заморскими дьяволами», а также со всеми символами присутствия иностранцев - железными дорогами, телеграфными линиями и т.д. «Боксеры» смогли завоевать расположение Цыси, и императрица стала оказывать им поддержку, что взволновало иностранную общественность. В 1900 году мятежники ворвались в Пекин, сжигая христианские церкви, посольства и дома иностранцев. Западные державы отреагировали немедленно: через месяц была сформирована 20-тысячная объединенная армия из британцев, американцев, японцев, австрийцев, французов и итальянцев, которая довольно быстро смогла захватить столицу. Цыси бежала в Сиань, «боксеры» были жестоко убиты. Китай был вынужден подписать еще более унизительный «Заключительный протокол», после которого цинское правительство полностью стало орудием в руках держав, контролирующих Китай.

14 ноября 1908 года император Гуансюй умер после непродолжительной болезни, а на следующий день скончалась сама вдовствующая императрица Цыси. С ее смертью эпоха Цин фактически закончилась, хотя номинально династия продолжала существовать, новым наследником был назначен 3-летний племянник Цыси Пу-И. Окончательно Цинская империя перестала существовать после Синьхайской революции (1911 - 1913 гг.), в 1912 году был подписан акт об отречении императора от трона, а в 1924 году император был низложен окончательно, лишен титулов, объявлен обычным гражданином республики и изгнан из Пекина.

Китайская династия Цин - последняя династия, находившаяся у власти в период с 1644 по 1912 годы. Из-за основавшего ее народа империю также называют маньчжурской.

Крах династии Мин

В начале 17 века Китай находился в упадке. Правившая в то время монархия Мин опорочила себя в связи с разрастанием аппарата чиновников, многочисленными поборами и колоссальными расходами на содержание императорского двора. Крестьяне жили за чертой бедности. Ситуацию усугубляло обострение отношений с группой маньчжурских плëмен, в то время активно захватывавших пограничные территории. Вождь маньчжуров Нурхаци, основатель нового государства Цзинь, в 1618 году начал военную кампанию против Китая. Его сын Абахай, правивший с 1626 года, изменил имя династии на Цин, что означало «чистый». В это время маньчжурская армия совершала регулярные нападения на территории Китая, разоряя их и уводя в плен тысячи людей. Бедственное положение усиливалось обрушившимся на страну голодом и активизировавшимися крестьянскими движениями. В 1644 году последний император династии Мин покончил с собой, и к власти пришëл Фулинь, первый император из династии Цин.

Расцвет

Управлявшие страной маньчжуры не стремились противопоставить свою культуру китайской и очень быстро ассимилировались. Уже с конца 17 века все императоры новой династии были конфуцианцами. Следуя этому древнему учению, они проводили ряд реформ, улучшивших впоследствии экономическую ситуацию в стране:

1. Упорядочили систему налогообложения.

2. Сделали земледелие приоритетным направлением.

3. Способствовали интенсификации сельского хозяйства и росту производительности труда.

Таким образом, новым императорам удалось подчинить себе китайский народ и упрочить свою власть в Китае.

Торговля и войны

В результате проведенных реформ к началу 18 века экономика Китая процветала. В связи с этим усилились торговые отношения с разными европейскими странами. Жители Поднебесной ввозили в Европу чай, фарфор и шелк, обменивая их на золото и серебро. Англичане в то же время пытались торговать на территории Китая новым товаром - опиумом. Из-за невозможности получить право на коммерческую деятельность, европейцы развязали одну за другой (1840-1842, 1856-1860) две военных кампании, названных Опиумными войнами.

Их последствия были крайне тяжелыми для китайского государства. Оно было обязано выплатить выигравшим странам миллионные контрибуции, а также расширить их право на торговлю в Китае.

В 1894 году началась разрушительная война с Японией. Ее результатом стало возвращение Ляодунского полуострова и увеличение выплат выигравшей в войне Японии.

Закат

В сентябре 1898 в результате дворцового переворота к власти пришла вдовствующая императрица Цыси.

Она пресекала все попытки окружения реформировать страну, что усиливало напряжëнность в обществе. Последний император Пу И , взошедший на престол в возрасте неполных 3х лет, правил 3 года. Империя Цин пала в 1911 году в результате Синхайской революции, а страну объявили Китайской республикой.

Китайские императоры жили в Пекине, в поистине сказочном дворце под названием «Запретный город». В «Запретном городе» было не одно богато украшенное здание, а несколько, и все они были окружены прекрасными садами. Из-за восстаний горожан и крестьян, вражеских нападений на империю и дворцовых переворотов императорская династия Мин (1368-1644) в конце концов потеряла власть над страной. В 1644 г. последний император этой династии совершил самоубийство, и в Китае (подробнее в статье « «) воцарилась династия Цин, которая правила до 1911 г. Многие из императоров династии Цин были разумными правителями и сумели добиться для Китая мира и процветания.

Эта фигурка (слева) из слоновой кости изображает государственного чиновника. Чтобы стать чиновником, надо было успешно сдать очень трудные экзамены. Китайские врачи умели приготовлять различные лечебные отвары из трав. Они также лечили своих пациентов иглоукалыванием (акупунктура). Это иллюстрация (справа) к одному из немногих китайских романов того времени. В нем рассказывается о разбойниках, которые нападали на чиновников, чтобы защитить от них бедных крестьян. Поначалу китайские императоры довольно тепло принимали европейских миссионеров, таких, как, например, иезуит на этом рисунке, но позднее их стали изгонять из страны. Многие европейцы мечтали о том, чтобы приобрести эти изысканные изделия китайских мастеров. Но им приходилось за все это платить золотом и серебром, потому что китайцев не интересовали товары из Европы предлагаемые им в обмен.

Сельское хозяйство

Жизнь в сельской местности на протяжении веков менялась мало. Одним из немногих новшеств была, например, кукуруза, завезенная из Америки испанскими и португальскими торговцами. В течение долгого мира, установившегося в эпоху Цин, население Китая начало расти. Сначала это не имело значения, но постепенно оно настолько увеличилось, что собранных крестьянами урожаев стало едва хватать, чтобы всех накормить.